UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лифт для талантов. Как Минобразования хочет изменить правила проведения олимпиад

Автор: Оксана Онищенко

Когда мы говорим об образовательных потерях, обычно имеем в виду помощь слабым ученикам в наверстывании пробелов в знаниях. А что с сильными? Ведь они тоже несут потери, если им не создать условия для развития. Талантливых детей надо находить, пересаживать, как цветочек, в хорошую почву, лелеять и поливать. Потому что это наши будущие прорывные технологии, Нобелевские премии и капитал.

Одна из площадок, где талантливые дети могут проявиться, — предметные олимпиады, особенно Всеукраинские и Международные. Это своеобразный социальный лифт для самородков. И очень важно, чтобы как можно больше талантов в него попали.

Как раз сейчас Минобразования взялось реформировать механизм работы этого лифта — на общественное обсуждение выставлен проект Положения об ученическом Олимпиадном движении (далее — Положение). Но большого общественного резонанса это обсуждение не имеет, потому что на первый взгляд кажется, что Положение касается только небольшой группы людей, занимающихся олимпиадами. Но это касается всей страны, всех родителей, которые хотят, чтобы их ребенок развивал свой потенциал и имел перспективы в этой стране. Чтобы его заметили лучшие тренеры-ученые независимо от того, в каком городе он живет, в какой школе учится.

Читайте также: Министр образования анонсировал реформу среднего образования

На самом деле работа над новым Положением об олимпиадах идет давно. По нашей информации, руководители команд Международных олимпиад об этом знали еще с марта. В Минобразования им обещали, что пригласят летом в рабочие группы, но не сделали этого.

Поэтому я решила собрать здесь главные и самые острые замечания к проекту Положения. Не все, потому что их много. Хочу обратить внимание на несколько важных моментов.

Первый. Кому будет открыта дорога на олимпиады? Нужен чувствительный фильтр, который заметит одаренных и даст им дорогу вверх, на олимпиады высшего уровня. По правилам, которые предлагает МОН, этот фильтр не только будет отыскивать, но и выбрасывать за борт юных гениев. Потому что он вводит очень много ограничений.

Например, ограничение по возрасту для участников областных, Всеукраинских и Международных олимпиад и турниров. Теперь участвовать в олимпиадах могут только ученики в возрасте от 13 до 18 лет (то есть учащиеся 8–12 классов). «Это невероятно плохо,— говорит руководитель команды Украины на Международной олимпиаде по информатике Антон Ципко. — Например, у нас на Всеукраинской олимпиаде в этом году за девятый класс выступал пятиклассник. И он был довольно близок к тому, чтобы взять бронзу. А если мы внедрим правило из Положения, это будет означать, что он должен забыть об олимпиадах в течение ближайших трех лет». Следовательно, если будут приняты идеи МОН, тем юным талантам, иногда затыкавшим за пояс старшеклассников на олимпиадах, но кому меньше 13 лет, теперь остается одно — сидеть дома и лепить лошадок из пластилина.

Также по правилам ученик может выступать на олимпиаде только за свой класс или на класс выше. То есть, например, девятиклассник может писать олимпиаду только с девятым или максимум десятым классом. В то же время на Международных олимпиадах такого требования нет: страны везут в составе команд школьников разного возраста, но все они выполняют одинаковые задачи. И в украинских командах были примеры, когда девятиклассники становились призерами и побеждали одиннадцатиклассников.

Читайте также: Небоскреб на песке. Как школьников научить физике

А теперь информация для тех одаренных детей, которые живут не в больших городах вроде Киева, Харькова или Львова. Для вас тоже могут быть ограничения, правда, объективные, не прописанные большими буквами в Положении.

Для того чтобы отобрать лучших школьников для участия во Всеукраинской и Международной олимпиаде, МОН предлагает создать единый всеукраинский рейтинг участников по результатам выполнения олимпиадных задач.

Но это значит, что рейтинг возглавят школьники из больших городов, и они же пойдут на олимпиаду высшего уровня. Потому что в тех городах есть серьезные олимпиадные школы, есть традиции подготовки к олимпиадам, и конкурировать с ними детям из регионов будет тяжело. Сейчас, пока еще действуют старые правила, каждый регион имеет гарантированное количество мест для своих представителей на олимпиаде, а области, воспитанники которых приносят золото, — еще и дополнительные места — так называемые квоты. Поэтому дети из областей всегда попадали на все уровни олимпиад, некоторые из них брали если не первые, то третьи места. Это настоящие герои, которые смогли подготовиться фактически самостоятельно. Теперь, если будет принято новое Положение, у них такой возможности может не быть. И это демотивирует не только школьников из регионов, но и их учителей: какой смысл готовиться и пробиваться вперед, если шансов нет?

Читайте также: Учиться можно не только за партами, но и в кружках и музеях

Интересно также, как именно будет создан этот личный рейтинг участников. Потому что если мы мерим всех талантливых детей одной линейкой, то условия написания олимпиад должны быть одинаковыми, как на ВНО: одинаковые задачи и одновременное их выполнение. Это будет сложно сделать, особенно в условиях войны. Важно также, чтобы это было добросовестно.

Есть в проекте Положения и головоломки, где объединяются противоположные идеи. Так, вместе с предложением отбирать детей по рейтингу предложено ввести квоту для команд из регионов — не больше двух участников с каждой параллели: два девятиклассника, два десятиклассника и т.д… То есть вместе получается не больше восьми участников в команде, если считать с восьмого по одиннадцатый классы. И это означает, что мы можем потерять талантливых детей, если их будет больше восьми.

«На последней Всеукраинской олимпиаде по информатике в команде Киева благодаря квотам было тринадцать участников, и все взяли медали, — рассказывает Антон Ципко. — А в команде Киевской области было трое учеников, и они не взяли наград вообще. Поэтому эти ограничения в два человека абсолютно неприемлемы. Я, например, понимаю позицию, что нужно давать какие-то минимальные квоты для всех областей, и это нормально, но не за счет таких больших потерь».

Есть в проекте Положения и интересные новости для тех, кто мечтает о победах. Если кто-то думает, что для того, чтобы получить золото, надо набрать баллов больше, чем соперники, его ждет сюрприз. Предложено, чтобы золотую медаль олимпиады заслуживали только те, кто набрал не меньше 90% из всех возможных баллов, серебро — 80%, бронзу — 70%. И это значит, что даже если задачи были сложными и ты выполнил их лучше всех, не факт, что получишь золото. Таких требований нет ни на одной Международной олимпиаде, там победителей определяют по абсолютному количеству баллов. «Если, например, взять Международную олимпиаду по информатике 2024 года, — говорит Антон Ципко, — то по правилу, предложенному в проекте Положения, среди 353 ее участникам должны были бы присудить одно золото, нуль серебра, шесть бронз». В то же время жюри Международной олимпиады присудило 30 золотых медалей, 59 серебряных и 88 бронзовых.

Читайте также: Образовательный комитет ВРУ рекомендовал отменить золотые и серебряные медали в школах

Второй важный момент. Кто будет координировать проведение олимпиад и фактически руководить ими? В новом Положении МОН предлагает назначить ответственной за олимпиаду Малую академию наук (МАН). И, судя по тексту Положения, это будет настоящий олимпийский дон Корлеоне, потому что в его руках сосредоточатся самые важные вопросы, от которых зависит жизнеспособность олимпийского движения и его эффективность. На МАН будет завязано все: от утверждения результатов и состава команд до утверждения состава жюри, оргкомитетов и предметных комиссий, составляющих задачи олимпиад. Есть в проекте Положения даже пункт, согласно которому принять участие во Всеукраинской олимпиаде могут только команды, получившие приглашение от МАН. А решение о результатах олимпиады будет принимать не жюри, а оргкомитет, которому жюри лишь презентует свое видение. При таких больших полномочиях главное теперь — чтобы МАН держала руку на пульсе, а не на горле олимпиад.

Из неофициального общения с руководителями олимпийских команд и тренерами я знаю, что обычно председатель жюри бережет олимпиадные задачи как зеницу ока, лишь бы не было утечки информации. А теперь всем этим будет руководить МАН, и у экспертов, с которыми я общалась, есть опасения: сколько людей смогут увидеть теперь эти задачи?

Кстати, интересная деталь: раньше Положение об олимпиадах касалось всех интеллектуальных турниров, и МАН в частности. Теперь в новом Положении Малая академия наук вообще не упоминается, но возглавляет весь этот движ. Наверное, лучше бы она сосредоточилась на усовершенствовании собственных конкурсов, которые давно критикуются за случаи плагиата, несамостоятельное выполнение работ, принудительное участие?

Интересно также, почему именно МАН выбрана «смотрящим» за олимпиадами? Не потому, наверное, что и министр, и его первый заместитель пришли в министерство из этой организации? И не потому, что дополнительные обязанности могут потянуть за собой увеличение штата и финансирование (и грантовое в частности, потому что какой донор откажет в средствах на поддержку талантов)?

Читайте также: Почему мой сын пошел в колледж, или Кое-что о родительских страхах и предубеждениях

Третий момент — организационный. Уже в октябре начинаются первые этапы олимпиад, а Минобразования до сих пор не определилось, как их проводить, еще нет соответствующего приказа. Если все будет проходить по новому Положению, то оно настолько сырое, что его нужно кардинально перерабатывать, а времени на это уже нет. И сейчас руководители команд — фактически в подвешенном состоянии, потому что не понимают, к чему готовиться.

История с Положением об олимпиадах — это не только о плохом менеджменте и предложении общественности сырого документа. Работа с одаренной молодежью должна быть в центре внимания страны. Нам необходимо не только качественное Положение об олимпиадах, но и совершенно целостная системная политика по работе с одаренными детьми. И я сейчас не о премиях победителям олимпиад и 200-балльнику ВНО — это не работа с одаренными, а приятный бонус.

Программа работы с одаренной молодежью была когда-то в Украине в 2007–2010 годах, но так и заглохла. А сейчас ни в Стратегическом плане деятельности МОН, ни в проектах Фонда президента по поддержке образования, науки и спорта я не нашла упоминаний о том, как государство видит работу с одаренными детьми, чем их поддерживает, что предлагает. Если одаренные дети будут здесь никому не нужны, они будут уезжать из страны не то что в университеты, а намного раньше — еще в школе, класса так с шестого, потому что не будут видеть дома перспектив и возможностей.