Прочитав статью М.Девдеры "Играл баян..." (ZN.UA, №2, 2013 г.), набрался смелости высказать некоторые мысли относительно состояния образования в Украине. Имея 36-летний опыт педагогической работы, хочу поделиться своими выводами.
Состояние образования в Украине можно сравнить с состоянием казацкого собора в романе Олеся Гончара "Собор", а все "реформы" в образовании, которые проводят настоящие володьки
лободы, с лесами вокруг храма. К руководству образованием пришли люди, большинство из которых весьма своеобразно представляют, для чего оно нужно. Именно они основным в украинском образовании всех уровней сделали тот самый "баян", о котором так метко написал М.Девдера. Автор статьи акцентирует внимание только на "партитурах для баяна", которые огрифляются министерством и влияют на денежные потоки, а то, что происходит в учебных заведениях с несовершенным методическим обеспечением, - это просто какая-то палата №6. Теперь у нас властвует ее величество показуха.
Основным критерием оценки работы преподавателя в учебных заведениях стало постоянное наличие толстенных папок методического обеспечения. Конечно, это не является какой-то проблемой, поскольку большую часть этого методобеспечения можно легко скачать из Интернета. Тем более что качество никто не проверяет - оценивается только объем и внешняя привлекательность папок. Руководство абсолютно не интересует, знает ли преподаватель предмет, проводит ли занятия, учит ли студентов…
Вспоминается еще советский анекдот: студенту-заочнику сообщили, что он должен сдать экзамен по китайскому языку, на что он лишь спросил: "В какой аудитории?" Теперь этот анекдот во многих учебных заведениях может звучать так: преподавателю сообщают, что в его педагогическую нагрузку включено преподавание китайского языка, а он: "Сколько часов, в каких группах?"
А на какой высокий "уровень" поднята работа нашего "знаменитого" министерства относительно лицензирования и аккредитации учебных заведений и отдельных специальностей! До седьмого пота трудятся отдельное управление, департамент, аккредитационная и 19 (!) профессиональных комиссий. Все учебные заведения обязаны лицензировать новые специальности и каждые пять лет аккредитовать все специальности. Так вот и готовят толстые аккредитацонные дела для аккредитационных комиссий. Подавляющее большинство учреждений успешно проходят процедуру. Не аккредитуют только тех, на кого дана команда "фас!". В таком случае председателем комиссии назначается свой "закрывальщик", который землю будет рыть, но основания для закрытия учреждения найдет. Лояльность аккредитационных и профессиональных комиссий обеспечивается "аккредитационным фондом", созданным за счет немалых "добровольных" взносов всех педагогических работников учебного заведения. Кому нужна такая аккредитация?
ВНО немного уменьшило взяточнические аппетиты ректоров вузов ІІІ-ІV уровней, а о вузах І-ІІ уровней "забыли". Если в вуз ІІІ-ІV уровней "маленький украинец" может поступить без взятки, то в вуз І-ІІ уровней, особенно на престижные специальности, - нет. В Западной Украине поступление стоит 1-2 тыс. долл. Если директора не будут забывать действие деления, то о вузах І-ІІ уровней "наверху" так и не вспомнят. И Азаров, и Табачник говорят: нужно сокращать госзаказ на экономические и юридические специальности и увеличивать на технические. Но директор, который нарочно не добрал на технические специальности, обращается в министерство, и недобранные места заменяют экономическими.
Повышение студенческих стипендий имеет одно негативное последствие: студентам становится удобно покупать оценки, которые дают право на назначение стипендии. А если есть спрос, появляется и предложение: преподаватели продают "стипендиальные" оценки. Очень удобна для этого 12-балльная шкала: "1" одним росчерком пера превращается в "4", "7", "10", "11" или даже "12".
Наш "просвещенский собор" продолжает разрушаться, а володьки лободы от образования строят новые и новые "леса", уверяя, что реставрация "храма" завершается, и становится все лучше и лучше.