UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как удержать талантливую молодежь в Украине: надежный способ

Что общего в ожиданиях международных инвесторов, доноров и молодежи Украины?

Автор: Александр Костюк

В проекте государственного бюджета финансирование образования урезано, что и понятно для воюющей страны, которая обязана заботиться об обороне. Мы надеемся на международных инвесторов и доноров. Средства нужны не только на восстановление разрушенных университетских корпусов и лабораторий, но и на развитие высшего образования. Даже в условиях войны это должно оставаться приоритетом для государства. Но если доноры дадут деньги просто по гуманитарным мотивам, то инвесторы должны понимать, во что именно они вкладывают свои финансы. Им нужно «держать в руках» реальные показатели, свидетельствующие, что наше образование заслуживает поддержки и внимания. Один из показателей, понятный и важный для мира, — это трудоустройство выпускников наших университетов. Ведь если специалисты, которых готовит университет, не нужны рынку труда, то зачем такой университет вообще?

Читайте также: Страну отстроят синие воротнички. Но где их взять?

За последние почти 15 лет количество студентов в Украине уменьшилось примерно вдвое с 2,5 до 1,3 млн. При этом в международный рейтинг THE World University Rankings, по результатам прошлого года, вошли десять наших заведений высшего образования. Хотя еще в 2015 году там не было ни одного университета из Украины. А значит, здесь есть прогресс, и это хорошо. Вместе с этим во всемирном рейтинге трудоустройства выпускников университетов Global University Employability Ranking 2021 от Times Higher Education места нашим университетам среди 250 университетов из 43 стран мира не нашлось. А среди более чем 500 университетов мира другого известного рейтинга QS Graduate Employability Rankings 2022, который также учитывает трудоустройство студентов, присутствуют только два отечественных университета. В результате показатель трудоустройства выпускников наших ЗВО находится на уровне 59%. О каком развитии экономики страны может идти речь при таком показателе? Это признак многолетней разбалансированности системы высшего образования и рынка труда страны. И это придется как-то объяснять инвесторам.

Сравним наш коэффициент трудоустройства с мировыми показателями. Мы уже привыкли проектировать результаты деятельности нашей системы высшего образования на Европу, что и понятно с учетом геополитических и культурных факторов. Ну что же, вот данные Европы: с 2014-го по 2021 год показатель трудоустройства выпускников вырос с 79,5 до 84,9%. Во время пандемии он просел, но сейчас уже выровнялся и почти отвечает допандемическому периоду (85%). При этом 12 стран Европы уже имеют показатель трудоустройства выпускников, превышающий 90% (Нидерланды, Мальта, Германия, Эстония, Литва, Венгрия, Словения, Швеция, Финляндия, Австрия, Ирландия и Латвия). Интересно, что среди этих стран есть все три страны Балтии, которые в начале 2000-х страдали от безработицы и оттока талантливой молодежи в другие страны мира.

Но есть еще уникальный кейс Китая: за последние десять лет там в десять раз выросло количество выпускников ЗВО и одновременно процент их трудоустройства. В 2020-м коэффициент трудоустройства составлял 91%, а еще в 2008 году равнялся 85%.

При этом количество китайских университетов в известном мировом рейтинге THE World University Rankings только за последнее десятилетие выросло с 10 до 97 заведений высшего образования! Именно так выглядит сбалансированное развитие системы высшего образования и рынка труда страны.

Экономика Китая самая динамичная в мире. На чем в Поднебесной именно сейчас акцентируют внимание в сфере высшего образования? Чего опасаются? Было интересно увидеть ответы на эти вопросы в недавнем материале Times Higher Education «Chinese universities must respond to rising graduate unemployment». Это — трудоустройство, практическое значение высшего образования.

Китайские руководители от образования говорят, что если показатель трудоустройства на протяжении последних двух лет опустился немного ниже 85%, это уже в некоторой степени стагнация системы высшего образования страны и препятствие для экономического развития. Напомню, речь идет о показателе в почти 85%, это приблизительно равно текущему показателю в странах Европы (84,9%) и на 26% больше, чем у нас, в Украине! Интересно, в какие колокола звонили бы руководители от образования Китая, если бы их показатель трудоустройства выпускников снизился до 59%, как в Украине?

Вот как ударили в набат в Великобритании: на этой неделе регулятор рынка услуг высшего образования заявил о вводе нового требования к заведениям высшего образования страны. Речь идет о минимальном показателе трудоустройства выпускников. Если в каком-то университете он будет меньшим 60% на протяжении 15 месяцев после завершения студентами программы обучения, регулятор начнет расследование относительно этого университета. В случае отсутствия уважительной причины, которая бы объясняла такой низкий показатель трудоустройства выпускников, регулятор запретит университету заниматься предоставлением услуг высшего образования, то есть обучением студентов.

Высшее образование должно быть сбалансировано с рынком труда. Восстановление такого баланса это в первую очередь государственное дело. Для этого у государства есть соответствующие инструменты, и не только лицензирование и аккредитация университетов. Начать можно с создания системы регулярного мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Этот показатель в 59% в Украине обнародовали за три недели до начала полномасштабного вторжения России. Это результат первого в нашей истории национального электронного мониторинга, проведенного Министерством образования и науки в 2021 году. Эти данные нам даже не с чем сравнить, поскольку динамики нет.

Читайте также: Запрет выезда студентов за границу: поможет ли это в борьбе с коррупцией?

Влиятельный инструмент государства для сбалансирования образования и рынка труда — места госзаказа во время вступительной кампании. У нас бюджетные места составляют 35–40% от общего количества. Это много. Имею в виду не столько количество бюджетных мест, сколько их структуру в рамках разных специальностей, необходимых экономике сейчас, и инвестирование в создание рабочих мест именно в этих отраслях экономики. Специалистов каких специальностей заказывать университетам — это важное государственное дело, тут нет права на ошибку. Нужен долгосрочный прогноз. Возможно, даже кредитование обучения абитуриентов по отдельным важным специальностям, а по бюджетному финансированию — обеспечивать студентов повышенной стипендией.

По вузам вопрос может касаться формулы бюджетного финансирования. Тем, у кого высокий процент трудоустроенных выпускников, надо увеличить финансирование, при этом качественно корректируя его формульный коэффициент. Например, обращать внимание на региональное расположение университета и отдельно на трудоустройство выпускников, учившихся на местах государственного бюджета.

depositphotos/NewAfrica

Определенные шаги должны сделать и сами учебные заведения. Они могут открывать действенные центры карьеры, которые будут помогать выпускникам с трудоустройством. Университеты должны осовременить свои программы, а не учить студентов по старым пожелтевшим лекциям из года в год. Надо репутацией отвечать за то, насколько качественного специалиста подготовили для рынка труда. Это должно быть частью бренда университета, а значит, и Украины. Тогда, вероятно, показатель трудоустройства выпускников будет значительно больше, чем 59%.

За границей работает механизм систематических и качественных опросов работодателей с целью считывать запросы рынка труда по квалификационным навыкам выпускников. Формируется мощная аналитическая база по выпускникам университета в рамках каждой отдельной специальности, готовятся ежегодные публичные отчеты университетов о трудоустройстве их выпускников. Это лучшие практики известных зарубежных университетов, которые после доработки надо взять на вооружение нашим университетам.

Большое значение имеют активная деятельность Ассоциаций выпускников, Совета работодателей и подогнанные под запросы рынка труда университетские образовательные программы. За границей есть действенные Ассоциации выпускников, а у нас — чаще всего на бумаге. Ассоциации выпускников там — это не только о сборе денег для эндаументов универов, но и о формировании качественных баз практики и трудоустройства. Советы работодателей факультетов у нас бумажные тоже, они больше для обеспечения прохождения аккредитации образовательных программ, чем для развития.

Мы часто спрашиваем, как удержать талантливую молодежь в Украине? Ответ очевиден: «Качественное образование и трудоустройство после его получения».

Больше статей Александра Костюка читайте по ссылке.