Обращали ли вы внимание на то, насколько сильно те или иные события влияют на наше восприятие учебного материала? Бывает так, что, несмотря на все усилия, информация абсолютно не запоминается. А бывает, что через много лет в голове всплывают картинки какого-то необычного урока, и мы мысленно проговариваем физические формулы. Так от чего зависит наша способность учиться и запоминать? Попытаемся исследовать вместе!
Начнем с первого сверхважного сейчас пункта, а именно с разговора о стрессе — состоянии, в котором мы живем и учимся последние восемь месяцев. С одной стороны, стресс ухудшает все когнитивные процессы: уровень концентрации, запоминания и прочее стремительно падают. Часто можно услышать, что ребенок, хорошо учившийся несколько лет, в этом учебном году не может выдерживать обычный темп. Также бывают случаи, когда у детей ухудшается речь, способность фокусировать внимание или навыки письма. Эти процессы — закономерны, ведь стресс — реакция организма на новизну и неопределенность. Чем больше неопределенности, как сейчас в Украине, тем слабее работает участок мозга, отвечающий за обучение. Кстати, тот же эффект наблюдается в классах, где учитель сконцентрирован на оценивании или предъявляет чрезмерные требования. Дети пребывают в постоянном стрессе, который приводит к ухудшению описанных выше умственных процессов. В науке это называется дистресс — явление, когда человек не может приспособиться к постоянным вызовам и просто устает.
Но есть и другой тип стресса — краткосрочный, умеренный — эустресс. Эта реакция призвана защищать человека от опасности, но может и стимулировать преодоление барьера в учебе. Для этого опытные преподаватели используют разные нетипичные активности: квесты, ТРИЗ-батлы (ТРИЗ — теория решения изобретательских задач), задания «со звездочкой». Такие активности бросают вызов, повышают уровень гормона стресса в момент ознакомления с заданием и его выполнением (особенно в ограниченное время или в формате соревнования) и дарят вкус победы после окончания.
Теперь можем перейти к следующему пункту, непосредственно влияющему на наше восприятие учебного материала, а именно — силе эмоций. Помните, как во время учебы, напрягая усилия, вы получали результат и мысленно проговаривали: «Какой я молодец!» или «Как круто, что я это могу!»? Такая реакция — вкус победы. Именно в нем лежит первый ключ к применению эмоционального фактора в учебе.
Когда мы помогаем ребенку пройти путь от умеренного стресса к успешному решению, мы формируем в нем как интерес к учебе, так и привычку преодолевать вызовы. Но здесь нужно быть очень осторожными! Не зря в предыдущем предложении использовано словосочетание «помогаем пройти путь». Мы, взрослые, ответственны за организацию этого процесса и должны объективно отвечать на ряд вопросов:
- Со сложностями какого уровня столкнется ребенок?
- Готов ли он к таким сложностям (например, к усвоению учебного материала на определенном уровне)?
- На какие этапы он разобьет процесс преодоления?
- С каким настроением он будет подходить к выполнению заданий?
- Не будет ли радость решения чем-то испорчена (здесь сразу приходят в голову фразы вроде «А почему только второе место на олимпиаде, а не первое?»)?
Только правильная организация каждого из этих шагов позволит ребенку получить позитивные эмоции от учебы и преодоления сложностей и закрепит у него чувство успеха.
Что же делать, если ребенок уже имеет негативный опыт учебы или совершенно не воспринимает определенный материал?
Во-первых, нужно честно с ним поговорить, услышать, почему и при каких условиях сформировались негативные эмоции, и показать, что на самом деле их можно трансформировать и в положительный опыт. Поэтому для родителей и учителей есть одна хитрость: предложите ребенку придумать историю вокруг сложной для него темы. Например, сказку о физическом явлении, которое пыталось найти друзей или почувствовать себя нужным. Такое упражнение помогает активировать креативное мышление, посмотреть на изучаемую тему под новым углом, а также получить положительные эмоции от процесса учебы.
Во-вторых, важно посмотреть на внешние процессы, влияющие на ребенка. Возможно, его негативный опыт связан не с предметом или темой, а с неудачной шуткой одноклассников? Или нелюбовь к урокам физической культуры вызвана ощущением грязного тела? В первом случае мы можем говорить о том, как иногда люди бессознательно делают нам больно. Во втором — положить в рюкзак салфетки, чистую футболку и сухой шампунь. Устранение бытовых причин негативных эмоций может существенно повлиять на учебный процесс. И здесь еще одна хитрость: выстраивание доверительных отношений с ребенком поможет вовремя распознавать негативные отношения и эмоции и в откровенном разговоре устранять их.
Рассмотрим еще одну разновидность влияния эмоций на учебу. Вы, наверное, наблюдали у детей стремление отложить сложные задания на потом из-за боязни объема, неудачи, усталости или прошлых переживаний негативного опыта? Автор бестселлера «Научиться учиться» Барбара Оукли подчеркивает, что прокрастинировать — вполне нормально. Но важно при этом соблюдать нескольких позитивных правил:
- Избегать компьютера: он затягивает и отбирает ресурс, необходимый для выполнения дальнейших заданий.
- Определить самое простое задание из тех, что необходимо сделать (но садиться за него сразу не надо).
- Записать формулы, нужные для решения задач, иметь их под рукой.
- Заниматься делами, которые вдохновляют или отвлекают от тяжелых мыслей.
Таким образом мы активируем рассеянный режим мышления, и мозг фоново работает над решением заданий. При этом мы не тратим время на безрезультатное фокусирование и накопление негативных эмоций. Поэтому если вы видите, что ребенок не берется за выполнение какого-то задания, предложите ему приведенный выше алгоритм и помогите пройти его пошагово. Расскажите о своем опыте откладывания на потом и о том, что помогает вам возвращаться к работе. Важно не использовать фразы вроде «не хочу, но надо», «успеха достигают только те, кто много работает» или «а ты думал, в жизни все легко дается?». Такими формулировками мы усиливаем отрицательные установки ребенка, которые могут повлиять на его дальнейшее преодоление трудностей и чувство успеха. В то же время важно быть искренними и формулировать позитивное отношение к явлениям (например, с помощью выдуманной истории, как было сказано выше).
В заключение. Мы должны помогать детям распознавать базовые эмоции: радость, удивление, печаль, гнев, страх, отвращение. С помощью распознавания можно перейти к осознанию того, что вызывает у нас каждую из этих эмоций. А потом будет легко понять, как каждую из эмоций можно использовать для эффективной учебы. Например, изучать естественные науки с помощью удивления или преодолевать препятствия с помощью гнева.
Больше о том, как эмоции влияют на учебу и как учителям работать с эмоциями в классе, можно узнать на бесплатном онлайн-курсе «НУШ:базовое среднее образование» от общественного союза «Освіторія» при поддержке Министерства образования и науки Украины и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).