UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как будут учиться старшеклассники завтра

Минобразования обнародовало проект Типового учебного плана для 5–9 классов.

Автор: Владимир Онацкий

Образовательная реформа «Новая украинская школа» вплотную приблизилась к старшей школе: те, кто три года назад пошел в 1-й класс НУШ, через год станут пятиклассниками. Так что, нужен новый учебный план, а для каждого класса должно быть прописано, какие учебные предметы обязательны, сколько уроков (часов) в неделю будет по каждой учебной дисциплине, какие курсы можно выбирать, а какие обязательны и т.п. Проект Типового учебного плана уже выставлен Министерством образования и науки на общественное обсуждение.

Казалось бы, такой документ должен быть интересен преимущественно учителям и администрации школ, потому что им придется по нему работать. Однако обсуждение учебного плана зацепило и родителей. Ведь от него прямо зависят и нагрузка учеников, и свобода школ и учителей (насколько они свободны в составлении учебных планов на основе этого документа). Смогут ли ученики выбирать собственную образовательную траекторию, провозглашенную одной из изюминок НУШ?

Итак, что предлагает нам проект Типового учебного плана для 5–9 классов?

Важный вопрос — сколько уроков в неделю будет у школьников? Уменьшится ли нагрузка?

Нагрузка учеников не уменьшится. У пятиклассников в неделю будет 31 урок, а в следующих классах их количество увеличится до 36, то есть у пятиклассников в отдельные дни будет по семь уроков, а у старших учеников — и по восемь. Это, безусловно, очень много, учитывая, что школьники будут учиться на год больше (не 11, а 12 лет). Да и после уроков старательные ученики тратят еще по несколько часов на выполнение домашнего задания.

Не предусматривает учебный план и углубленного изучения отдельных предметов. Как известно, реформа НУШ уничтожила классы с углубленным изучением иностранных языков в начальной школе. Тогда нам говорили, что ранняя специализация — это плохо, потому что дети к ней еще не готовы, вот пойдут, дескать, в гимназию (5–9 класс), там будут изучать предметы углубленно. Однако этого не будет. Новый учебный план не предусматривает преподавания предметов на углубленном уровне. Он позволяет школе добавить один или два урока на изучение того или иного предмета, однако даже в таком случае речь идет о помощи ученикам в овладении школьной дисциплиной в рамках стандарта, а не об углубленном ее изучении.

Этим учебным планом предлагается увеличить количество часов на изучение украинского языка, что является положительным моментом. Однако параллельно уменьшается количество времени на изучение украинской и зарубежной литератур. Кроме того, новый учебный план предлагает объединить в один предмет украинский язык и литературу или украинскую и зарубежную литературу, или все три предмета. Против этого решительно выступают как учителя-филологи, так и ученые, однако пока безрезультатно.

Следует отметить еще одну тенденцию, отображенную в учебных планах. Речь идет о тяготении к объединению физики, химии, биологии и географии в один предмет — естественные науки. МОН предусматривает в 5–6-х классах «Вступление в естественные науки», а в следующих классах можно изучать каждую из естественных наук отдельно или интегрировано. Единственное, что можно сейчас с уверенностью сказать об этой идее, — никакой вуз не готовил учителей для преподавания всех естественных наук комплексно, а потому вероятно, что качество знаний учеников по естественным наукам в таком случае значительно ухудшится. Ведь трудно будет найти преподавателей-универсалов, которые глубоко знают все естественные науки и мыслят системно.

В 5–9-х классах каждую неделю будет по три урока физкультуры. Физкультура — это прекрасно и полезно, но обычно уроки физкультуры — это несколько классов в одном спортивном зале. Что действующими нормативными документами запрещено. Однако если в школе 30 классов и один спортзал, значит, полноценные уроки физкультуры трижды в неделю будут обеспечены лишь для трех классов. Для остальных это физически невозможно.

Кто-то скажет, что один класс может быть в спортзале, а другие — на улице. Занятия на улице не всегда возможны: то снег, то дождь, то жара, то холод, то ветер, то еще какие-то природные препятствия.

Кроме того, значит, и раздевалка будет одна на несколько классов. Так что уроки физкультуры не дадут желательных результатов. По моему мнению, следовало бы позволить учебным заведениям уменьшать количество обязательных уроков физкультуры до 1–2 в неделю, а за счет высвобожденных часов организовать спортивные кружки и секции, которые работали бы во второй половине дня. Можно было бы позволить за счет часов физкультуры проводить ритмику или хореографию, пластику или фитнес, тем более что положительный опыт у школ есть. Это дало бы возможность ученикам лучше заботиться о своем здоровье.

И еще о здоровье учеников. Почему-то чиновники от образования считают, что для ребенка проводить по 40–60 часов в неделю за учебниками (а именно столько будет тратить ребенок, с учетом времени, необходимого на выполнение домашних заданий), нормально. Я считаю, что это вредит здоровью детей. Не добавят здоровья ученикам и еженедельные 1–2 урока беседы по «Основам здоровья». Лучше бы это время дети провели в бассейне, побегали с мячом, покатались на скейте, а не сидели в душных школьных кабинетах. Пропаганда здорового образа жизни должна проходить сквозь каждый учебный предмет и не нуждается в обязательных курсах.

МОН также предлагает снова вернуть в школу курсы морально-этического направления. Зачем они? Положительное моральное этическое влияние каждый ребенок должен чувствовать в своей семье, в течение всего пребывания в школе, а не на специальных уроках.

К положительным моментам новых учебных планов педагоги причисляют незначительное увеличение количества уроков математики. Это, возможно, будет способствовать лучшему усвоению знаний учениками на уровне стандарта, однако об углубленном изучении математики, как отмечалось выше, речь не идет.

В МОН хотят также увеличить количество часов на изучение информатики. Но когда на всю школу есть девять компьютеров с Windows-95, а Интернет ловит на пригорке в нескольких километрах от школы, то какой смысл в увеличении часов?

О школьной свободе. Разработчики новых учебных планов предложили фактически единый учебный план для учеников всех гимназий (замечу, что сейчас для учеников 5–9-х классов школы выбирают учебный план из 17 вариантов). Кроме того, предложена модификация учебного плана для учеников, обучающихся на языках национальных меньшинств.

Единый учебный план был в школах времен СССР, но тогда никто не переименовывал общеобразовательные школы в гимназии и не заставлял родителей ездить из одного конца города в другой, потому что в районе проживания нет нужного класса для обучения ребенка.

Это лишь беглый анализ проекта Типового образовательного учебного плана, предложенного МОН. Что следует в нем изменить?

Необходимо позволить ученикам выбирать предметы для углубленного изучения, а учебным заведениям — открывать соответствующие классы.

Следует уменьшить количество обязательных предметов, которые изучают ученики, в частности убрав из учебного плана курсы морально-этического направления и основ здоровья.

Начать системное изучение отдельных естественных дисциплин с 6-го класса, ведь ученики в течение пяти лет обзорно изучали окружающий мир на уроках курсов «Я исследую мир» и «Вступление в естественные науки».

Также будет целесообразно ввести альтернативные формы проведения уроков физкультуры, искусства, трудового обучения. То есть вместо традиционных уроков по этим предметам создавать студии, кружки, секции, театры, хоровые и музыкальные группы, участие в которых зачислялось бы как овладение курсами физкультуры, искусства, трудового обучения.

Образования касается всех, так что присоединяйтесь к обсуждению того, как наши дети будут учиться завтра. Это зависит не только от чиновников МОН, но и от нашей общей гражданской позиции. Время еще есть.

Все статьи Владимира Онацкого читайте здесь.