Искусственный интеллект активно интегрируется в образование в ряде стран, пишет образовательный эксперт Владимир Страшко в статье для ZN.UA "Искусственный интеллект в образовании: деградация мышления или революция в обучении?", отмечая, что важно научиться максимально эффективно пользоваться такими технологиями.
В частности, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) с 2025 года официально включили ИИ-курс в государственную школьную программу, причем уже с дошкольного возраста. По словам министра образования ОАЭ Сары аль-Амири, главной причиной такого шага стала предыдущая ошибка страны, которая недостаточно быстро реагировала на распространение соцсетей. По мнению чиновников ОАЭ, именно эта ошибка привела к снижению успеваемости учеников и к проблемам, связанным с концентрацией внимания из-за активного использования платформ, таких как TikTok и Instagram, - на этот раз страна решила "действовать на опережение".
Новая учебная программа по ИИ в ОАЭ предусматривает не только технические навыки, как программирование и написание запросов (prompt engineering), но также этические аспекты использования искусственного интеллекта: детей с раннего возраста будут учить критически оценивать данные, которые предлагают нейросети, распознавать предубеждения в их ответах.
Помимо образовательных реформ, ОАЭ активно инвестирует в масштабную ИИ-инфраструктуру: согласно подсчетам, инвестиции страны в сферу искусственного интеллекта могут составить более $100 млрд уже в ближайшее время. В то же время у ОАЭ есть амбиции стать глобальным "регуляторным полигоном", где будут тестировать новые технологии, формируя стандарты их использования на международном уровне.
Инициатива ОАЭ - не единичная. В частности, топ-менеджеры таких крупных компаний, как, например, Microsoft, Airbnb и Uber, открыто призывают страны мира интегрировать искусственный интеллект и компьютерные науки в учебные программы школ, ориентируясь на пример Китая и Сингапура.
Сингапур, который интегрировал ИИ в свою образовательную систему, сделал акцент на персонализации обучения: искусственный интеллект используют для анализа успеваемости учеников, автоматического подбора индивидуальных заданий и обратной связи - это позволяет значительно улучшить качество образования.
Как отмечает образовательный эксперт Владимир Страшко, такие инициативы руководителей крупных технологических корпораций - это своеобразный сигнал для мирового образования. Ведь, по их мнению, современная школа больше не может ограничиваться только ключевыми академическими предметами, а должна готовить детей к будущему, в котором искусственный интеллект будет основой не только технологий, но и экономики и общества в целом.
"Важно понять, что за такими призывами стоит не просто интерес технологических компаний, а осознание того факта, что экономическая эффективность государства все больше зависит именно от уровня образования молодого поколения", - пишет Страшко, отмечая, что страны, которые не смогут адаптироваться к этому глобальному тренду, рискуют значительно отстать в развитии уже в ближайшие десятилетия.
С тех пор как ИИ начал массово интегрироваться в образование, параллельно появились и тревожные прогнозы относительно его негативного влияния на умственные способности студентов. Многие консервативные преподаватели и эксперты считают: если ИИ выполняет задания вместо учеников, это неизбежно приведет к деградации их мышления. Поэтому, как объясняет Страшко, образовательным учреждениям важно использовать ИИ как мощный инструмент для развития, а не для пассивного получения готовых ответов.
