UA / RU
Поддержать ZN.ua

Градообразующая роль университетов. Почему это нужно Украине

Мы должны пересмотреть концепцию послевоенного университета

Автор: Александр Костюк

Дискуссии о развитии высшего образования ведутся в двух направлениях: как должны работать университеты в условиях войны и как мы будем восстанавливать высшее образование после нее. Понятно, что в центре внимания — качество образования. Это чрезвычайно важная тема со многими все еще открытыми вопросами, ведь университеты готовят самый важный капитал страны — человеческий.

В то  же время мы ничего не говорим о другой роли университетов — их вкладе в развитие экономики всей страны и регионов, где они расположены. Возможно, самое время вспомнить о такой миссии после войны, когда вопрос восстановления регионов будут стоять особенно актуально.

Градообразующая миссия очень почетная, но вместе с тем и очень ответственная. Она является важной частью стратегии современных зарубежных университетов. Здесь речь идет не только о налогах, уплаченных учебными заведениями, но и о комплексе показателей, определяющих влияние каждого университета на социально-экономическое развитие регионов. И это превращает каждое заведение высшего образования в важный институт регионального развития. Понятно, что иностранные университеты финансируются по другим механизмам, более прогрессивным и лучше адаптированным к запросу рынка и экономики. Большинство из них имеют свои инвестиционные фонды и даже собственные модели финансирования (некоторые даже названы именем университета). Украинские университеты пока лишь овладевают инструментами финансовой автономии и всеми возможностями, которые она перед ними открывает. Думаю, что зарубежный опыт градообразующей роли университетов расставил бы акценты и в дискуссиях о том, как должны финансироваться наши университеты.

К примеру, ежегодный экономический эффект университета Бирмингема (Великобритания) эквивалентен объему финансирования строительства семи новых самых современных больниц или 140 школ. В мировом рейтинге университетов THE World University Rankings университет занимает лишь 105-е место в мире, а как мощно влияет на экономику региона!

Университет Бирмингема

Есть и другие примеры. Стоит вспомнить старую добрую Англию и ее хорошо известный университет Оксфорда. Годовой экономический вклад Оксфордского университета в экономику Великобритании составляет 15,7 млрд фунтов стерлингов, половина этой суммы формируется за счет научно-исследовательской деятельности и трансферта технологий. Также можно вспомнить и другой исследовательский университет Великобритании — университет Глазго. Он 86-й в мировом рейтинге университетов THE World University Rankings, но его ежегодный экономический эффект составляет 4,4 млрд фунтов стерлингов, причем 42% этой суммы — вклад научных исследований .Зарубежная практика успешной реализации университетами градообразующей миссии предусматривает обязательное условие — формирование прозрачной и систематической публичной отчетности. Университеты ежегодно составляют отчет «Влияние университета на экономику» (Economic Impact of the University), который содержит исчерпывающую информацию и самую важную аналитику о влиянии университета на социально-экономическое развитие региона.Например, какой прирост экономики региона дает каждый доллар, потраченный тем или иным университетом в течение года. Какой прирост экономики региона дает каждый доллар, потраченный студентами университета, в частности зарубежными. Сколько рабочих мест в экономике региона появляется после создания одного рабочего места в университете. Каков размер уплаченных налогов и сборов, структура платежей университета в рамках отраслевых контрагентов региона. Детализация экономического импакта ведущих университетов мира поражает. Например, доход университетов от обучения иностранных студентов. Как указано в университетских отчетах, «прямое и опосредствованное экономическое влияние расходов иностранных студентов составляет 1860 фунтов стерлингов в расчете на одного жителя общины Кембриджа, или 1770 фунтов стерлингов в расчете на одного жителя общины Оксфорда».

«Одно рабочее место в университете создает 2,6 рабочего места в экономике региона; один доллар США расходов университета генерирует 10 долларов США в экономике региона; финансовые расходы сотрудников университета за год позволили создать 1258 рабочих мест в разных компаниях региона…» — это отрывок из отчета американского университета Толедо о его влиянии на экономику. Интересно, что в мировом рейтинге университетов THE World University Rankings этот университет сравним с нашими университетами (место в рейтинге с 601-го по 800-е).

А вот отрывок из отчета университета Глазго: «1 фунт стерлингов его расходов генерирует 5,8 фунта стерлингов в экономике страны, 1 фунт стерлингов расходов иностранных студентов генерирует 1,58 фунта стерлингов, а 1 фунт стерлингов расходов на научную деятельность университета генерирует уже 7,2 фунта стерлингов в экономике страны». И, конечно, нельзя не вспомнить университет Оксфорда, 1 фунт стерлингов расходов которого генерирует 6,1 фунта стерлингов в экономике Великобритании. То есть эффект от расходов 1 фунта стерлингов университета является кумулятивным, накопленным с каждым следующим этапом использования этого 1 фунта стерлингов в экономике.

Примеры отчетов университетов США и Великобритании смотрите здесь и здесь. Уровень прозрачности финансово-экономической деятельности невероятен!Нужен ли такой опыт в Украине? Думаю, вопрос риторический. Хотели ли бы мы знать об эффективности университетов, работающих рядом? Да. Особенно на фоне дискуссий о судьбе региональных ЗВО, которые мало интересуют местных абитуриентов, потому что они едут в большие города. И дискуссий о формулах их финансирования.Местные громады имеют право получить ответ на вопрос, каков вклад каждого университета в региональное развитие, в удовлетворение спроса рынка труда на квалифицированных выпускников, в удовлетворение запроса регионального бизнеса и органов власти на качественные научные исследования, в развитие университетского человеческого капитала, то есть сотрудников — жителей региона. И на основе этого формировать сеть учебных заведений. Ответ на этот вопрос также является хорошей профилактикой острейших проблем высшего образования: инфляции дипломов и квалификационного разрыва  (то есть разрыва между ожиданиями рынка от выпускника университета и тем, чему его научили в ЗВО).

У нас нет опыта измерения полезности градообразования украинских университетов, это абсолютно новый для нас вопрос. Можно предположить, что среди украинских заведений высшего образования есть претенденты на статус «градообразующих». Но это будет, скорее, предположением до тех пор, пока в Украине не получит распространение практика разработки университетами отчетов «Влияние университета на экономику».

МОН Украины могло бы создать соответствующие стимулы для университетов внедрять такую практику, а самых успешных даже поощрять финансово.

Очевидно, что послевоенный концепт университета должен быть пересмотреть. Конечно, в нем должны остаться такие важные вещи, как развитие университетской науки, сотрудничество с промышленностью, как результат — генерация университетами новых знаний, высокий уровень цифровизации учебного процесса, международное академическое сотрудничество, тесная и результативная связь университета с рынком труда. Но предпринимательская миссия университета остается нераскрытой. Пока мы не обратим на нее внимание, развитие нашего высшего образования и стратегию на будущее оценить будет весьма сложно.

Больше статей Александра Костюка читайте по ссылке.