UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперты назвали факторы, влияющие на выгорание преподавателей ЗВО

Преподаватели, которые мигрировали, имеют более высокий уровень эмоционального истощения.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и логопедии Бердянского государственного педагогического университета Наталья Цыбуляк и доктор технических наук, проректор по научной работе Яна Сычикова в статье "На грани: миграция и выгорание преподавателей украинских университетов во время войны" рассказали о факторах, влияющих на выгорание преподавателей украинских заведений высшего образования во время войны.

Авторы отмечают, что критическим фактором является ухудшение ситуации в сфере безопасности. Около 84–87% опрошенных преподавателей испытывают тревогу за свою жизнь и своих близких и будущее страны.

Читайте также: Ученые БГПУ провели исследования по выгоранию украинских преподавателей во время войны: результаты опроса

Многие респонденты остро почувствовали нестабильность социальной защиты и недостаточность оплаты труда. 55% преподавателей, вынужденно выехавших из Украины, и 49% внутренних мигрантов указали на негативное влияние экономической нестабильности.

"Внешние мигранты, со своей стороны, испытали дополнительные финансовые трудности из-за роста стоимости жизни за границей, что усиливало их выгорание", - сообщили исследователи.

Читайте также: Где брать ресурсы, если выгорание уже произошло?

На выгорание также оказало большое влияние увеличение нагрузки. Все опрошенные сообщили об увеличении объема работы и ее сложности. С дополнительными трудностями столкнулись внутренние мигранты из-за необходимости адаптироваться к новым условиям и нехватке ресурсов.

"Около 50% из них сообщили, что неопределенность в отношении будущей профессиональной деятельности влияла на их состояние, а 35% указали на отсутствие ресурсов для эффективной работы", - пишут Сычикова и Цыбуляк.

Ученые отмечают, что результаты исследования "Миграционный статус и выгорание украинских преподавателей во время войны" свидетельствуют, что существуют специфические факторы, зависящие от миграционного статуса. Более высокий уровень эмоционального истощения демонстрировали преподаватели, которые были вынуждены мигрировать, чем их коллеги, которые были немигрантами.

Читайте также: Как учителю избежать выгорания. Советы психолога

"Внутренние мигранты имеют обостренное чувство опасности и сталкиваются с многочисленными трудностями, в частности с потерей доступа к ресурсам, необходимым для преподавания и научных исследований", - говорится в сообщении.

По словам авторов статьи, вынужденное переселение из временно оккупированных городов и сел, опасных территорий в другие области Украины требовало адаптации к новым условиям и возобновлению профессиональной деятельности на новом месте. Преподаватели часто испытывали трудности в восстановлении профессиональных связей в новой среде.

Авторы указывают, что выехавшие за границу преподаватели столкнулись с такими вызовами: трудности интеграции в новые громады, социальная изоляция, культурные барьеры. Внешние мигранты чувствовали утрату профессиональной идентичности из-за невозможности продолжать свою деятельность в обычном формате. Многие преподаватели испытывали тревогу за судьбу своих студентов, университета и страны в целом, несмотря на физическую безопасность за границей. Постоянная тревога вызывала изоляцию и эмоциональное давление, что оказало негативное влияние на их способность к профессиональной самореализации.