UA / RU
Поддержать ZN.ua

Директор УЦОКО Валерий Бойко: «Обвинять во всем ВНО — это то же, что обвинять патологоанатома в циррозе»

О первых результатах ВНО, «зраде» и победе

Автор: Оксана Онищенко

Лето — традиционно не только пора отпусков, но и горячая пора вступительной кампании. И придирчивое внимание к результатам внешнего независимого оценивания (ВНО), которые из года в год горячо обсуждаются в обществе. Ведь это едва ли не единственный инструмент, которым мы можем измерить глубину проблем или высоту достижений в школе.

Понятно, что выводы по тестированию в этом году делать рано, потому что не завершилась дополнительная сессия, но некоторые резонансные вещи хотелось бы выяснить сейчас. О них ZN.UA расспрашивало директора Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО) Валерия Бойко.

— Валерий Иванович, не могу не спросить о ВНО по математике. Треть участников его не сдали. Это «зрада» или «перемога»? Общество настаивает — «зрада», кое-кто из ваших коллег отбивается в соцсетях — дескать, «зрада скасовується».

— «Зрада» действительно отменяется. Проблемы вокруг тестирования по математике я разделил бы на две составляющие. Первая — вступительная кампания. То, что из-за плохих результатов на ВНО по математике треть его участников не смогут стать студентами, на кампанию никоим образом не влияет, заведения высшего образования без своих студентов не останутся. Об этом сказал и представитель директората высшего образования Министерства образования и науки (МОН) на заседании экспертной комиссии, которая определяла порог «сдал/не сдал» по математике. Количество тех, кто сможет поступать в заведения высшего образования, такое же или даже больше, чем было в прошлом году. К тому же не все участники ВНО, не сдавшие математику, планировали поступать.

Я с этим не очень согласна, думаю, те, кто не хотел поступать в украинские ВУЗы, не пришли на тестирование, хотя раньше зарегистрировались. Потому что весной парламент принял закон, что государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме ВНО можно не сдавать.

— Точно мы этого еще не выяснили. Еще одна возможная причина низких результатов тестирования по математике — это то, что можно было сдавать весь тест ВНО (если математика нужна для поступления), а можно было — лишь его часть, которая зачисляется как оценка за государственную итоговую аттестацию. В нашей базе данных мы наблюдаем, что многие абитуриенты, зарегистрированные на ВНО по математике, до конца не разобрались в этом, и те, кому нужна была ГИА, зарегистрировались на весь тест, а он более сложный. В целом же тест в этом году по математике был очень толерантным и детоцентричным, он подготовлен с учетом того, что дети, пришедшие на ВНО, два года сидели на дистанционке.

Математики говорят, что тест в этом году был очень легким, даже примитивным. А дистанционка здесь не особенно влияет — задания не за 10-11 класс, а по всей школьной программе.

— Да, для выполнения заданий ВНО нужны знания из базовой школы. Вот там основной провал, и эта проблема украинского образования не нова. Низкие результаты международного исследования PISA-2018 — это был первый звоночек. Я историк, а не математик, но набрал проходной балл на тесте по математике, когда попытался его пройти.

— Я тоже попыталась пройти этот тест и преодолела порог. А серьезные звоночки о проблемах с математикой мы получали и до PISA. В 2018-м с участием УЦОКО было проведено первое общенациональное мониторинговое исследование качества начального образования. Оно показало, что большие проблемы с математикой начинаются еще в начальной школе. Например, элементарные задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника решили тогда всего 48% младших школьников. А с задачей типа «какое самое большое количество блокнотов можно купить на такую-то сумму» справились только 36%

— Я сейчас приведу вам несколько примеров из нынешнего ВНО по математике. Первая задача теста: «Шесть одинаковых конвертов стоят три гривни, сколько таких конвертов можно приобрести за 12 гривен?». Ее правильно решили 88% участников. С одной стороны, я радуюсь этому, а с другой — меня беспокоят те 12%, которые не справились. Такая же ситуация и с графиком работы двигателя,— сколько минут его температура не превышала 50°С. Надо было просто прочитать график, но с этим справились лишь 80%. Задание, в котором надо было отличить радиус шарика от диаметра, выполнили всего 50%, решить уравнение 1-5x=0 смогли только 55%. Так же и с задачей, где надо было посчитать деньги, которые вы получите за железнодорожный билет, — с ней справилась половина. То есть половина наших детей, когда придут в железнодорожную кассу и попросят вернуть деньги за билет, будут рады и одной гривне, потому что они не знают, сколько им должны вернуть. Это аргумент для тех, кто говорит «зачем мне математика, где она понадобится».

У детей фрагментарные знания по математике. И тревожные результаты — это проблемы не ВНО, а системы образования. Обвинять во всем ВНО — это то же, что обвинять патологоанатома, поставившего умершему диагноз — цирроз печени. Это же не он виноват, что пациент дошел до жизни такой.

Проблемы у нас не только с математикой. Я посмотрела на вашем сайте результаты по другим предметам, — было интересно, сколько участников преодолели средний уровень — получили 150 баллов и выше (потому что на ВНО можно набрать от 100 до 200 баллов). Их оказалось немного. По математике экватор пересекли 35%, по физике — 33, химии — 37, истории — 30, биологии — 38, географии — 39%. Лучше ситуация по украинскому языку — 43% и английскому —48%.

— Как историк приведу некоторые примеры из теста по истории. Там 17% участников не одолели порог «сдал/не сдал». То есть каждый пятый. Например, было задание среди различных фактов определить последствия репрессий — «большого террора» в Украине. Какая еще тема может быть более топовой для украинцев? И годы указаны — 1937–1938, и надпись есть на диаграмме, что это — количество арестованных. Но только 12% участников ответили правильно.

В другом задании догадались, что «Хельсинский акт» имеет отношение к хельсинской группе, всего 38%. Было задание, где мы давали большую цитату Мустафы Джемилева о псевдореферендуме в Крыму, о том, что на него не пошли крымские татары, что все это было организовано ФСБ, и тому подобное. Только 58% выбрали правильный ответ — это референдум 2014 года. А 16% считают, что это событие 1996 года. А вот вопрос о гетмане Сагайдачном — 20% считают, что он создал первую типографию на украинских землях. Еще одно интересное задание — разместить в хронологическом порядке изображения полос газет с определяющими для Украины событиями: украинизация, Голодомор, провозглашение независимости Карпатской Украины и героическая оборона Севастополя. События разведены во времени, поэтому их легче идентифицировать. И всего 11% правильно разместили все события.

Я не хочу изрекать какие-то прописные истины о том, почему важно знать историю не только для поступления, — жизнь неоднократно доказывала, что пренебрежение ею приводит к трагедии. У манкуртов нет будущего, есть только старый или новый хозяин.

Такие результаты ВНО по истории свидетельствуют, что какого-то общего видения исторической картины мира у многих вчерашних школьников нет. Их знания — как набор разноцветных стеклышек в калейдоскопе, покрутил — они стали вот так, покрутил по-другому — сложились иначе.

— Очевидно, здесь дала о себе знать еще одна проблема многих школьников — неумение работать с текстами, неумение понимать и интерпретировать их. Это касается и текстов по литературе, и математических задач, и в целом всех тестовых задач (их же надо прочитать и понять). О таких недостатках мы знаем и из результатов PISА, и из результатов мониторинга начальной школы.

— Да, эта проблема есть.

— Когда-то у нас была принята концепция образовательных измерений в школе. По планам измерений, через год должен состояться очередной мониторинг качества начального образования, а потом, с 2027 года, должно вводиться ВНО после 9-го класса. Это будет?

— Это планируется, но все упирается в деньги. Государство наше бедное, надо не только это признать, а в этих условиях жить. Если ты хочешь делать капитальный ремонт, а денег у тебя только чтобы перестелить линолеум на полу, зачем ты будешь смывать штукатурку с потолка или срывать обои?

— Это еще и вопрос приоритетов. Можно вложить деньги в строительство дорог, а можно — в образование. Кстати, о деньгах. Из-за недостаточного финансирования на ВНО в этом году не было двойной проверки открытых письменных заданий по языку и истории. Открытые задания — это те, где надо самостоятельно написать ответ, а не поставить галочку. В прошлые годы их проверяли два экзаменатора, и если у них возникали разногласия, работу смотрел третий. В этом году работы проверял один. Это могло повлиять на объективность оценивания?

— Нет, объективность не пострадала. Во-первых, есть серьезный предохранитель — процедура апелляции. Во-вторых, мы проводили обучение экзаменаторов, а также составили подробные и обстоятельные схемы оценивания. Если экзаменатор их соблюдает, то проверка будет объективной. А на тот случай, если у него возникнут какие-то сомнения относительно оценки, мы внесли изменения в регламент работы пункта проверки, где четко указали, что в конце дня координаторы групп проверки собирают, условно говоря, проблемные работы и потом обсуждают их со старшими экзаменаторами. Если же и те не пришли к согласию, такие работы загружаются в специально созданный чат экзаменаторов, и к следующему утру консультативная группа принимает решение относительно оценки.

— Вся эта цепочка проверок разворачивается только тогда, когда первый экзаменатор сомневается в своей оценке. А если он оценит работу необъективно и будет считать, что все хорошо, и не обратится к коллегам? Вы согласны с тем, что двойная проверка объективнее, чем одна? Я понимаю, что для большего количества экзаменаторов надо больше средств, а сейчас их в мире нет, особенно с учетом пандемии. И что в этой ситуации УЦОКО сделал все, что мог. И все же...

— Конечно, двойная проверка — лучше. И я думаю, что в следующем году наш бюджетный запрос будет удовлетворен в полном объеме. Бюджет этого года в определенной степени был бюджетом выживания. На двойную проверку, условно говоря, нам надо 200 гривен для каждой работы, а есть 170.

Дело в том, что бюджетные запросы и бюджет нам доводят на декабрь. Пока они утверждаются, жизнь не стоит на месте, цены растут: Госсвязь цены подняла, государственная охрана, выросли все тарифы и коэффициенты, от которых отсчитывают оплату труда привлеченных экспертов и нашего персонала. Кроме того, в нынешнем году принятие решения об отмене или не отмене ГИА в форме ВНО затянулось вплоть до апреля. А от этого зависят количество участников ВНО и наши расходы. Если бы такое решение приняли до начала регистрации на ВНО, мы бы четко понимали количество участников. Но этого не произошло ни в 2020 году, ни в 2021-м. Поэтому мы до последнего не знали, сколько участников придет на ВНО, потому что по закону, принятому Верховной Радой в апреле, они имели право прийти или не прийти. Мы не знали, придет Василий или нет, Петр придет или нет, но должны были доставить материалы и для одного, и для другого. А потом в одной аудитории Василий все же пришел, а Петр — нет. А в другой — наоборот. В третьей аудитории вообще не пришел ни тот, ни другой. В разных аудиториях сидело разное количество участников, а тестовые тетради мы печатали для всех.

— Такое впечатление, что в парламенте никто не знал, что до лета пандемия не закончится и, вероятно, придется использовать опыт прошлого года.

— Один из руководителей регионального центра справедливо заметил: любое решение хорошее, если оно принято своевременно. Так и теперь: когда в апреле был принят закон о необязательности ГИА в форме ВНО, подготовка к тестированию была похожа на поезд, мчащийся на всех парах, его нельзя было остановить, разве что пустить под откос. Поэтому мы делали все возможное, чтобы провести ВНО безопасно и эффективно. И нам это удалось.

Слава Богу, все прошло тихо и спокойно. В этом году 20 миллионов гривен из образовательной субвенции было выделено на закупку средств дезинфекции. Все пункты тестирования были обеспечены антисептиками, бумажными полотенцами, туалетным мылом и тому подобным.

Не было досадных неприятностей вроде объявлений о заминировании, а в прошлые годы были такие ситуации: участники вошли в аудиторию, приготовились писать тест, а им объявили — выходите, есть сообщения о заминировании. Они сдавали тест через месяц в дополнительную сессию. Не возникало в этом году и технических проблем, — аппаратура во время аудирования на тесте по иностранным языкам работала исправно.

Уже есть приказ о ВНО-2022, и все наши плановые показатели мы будем закладывать исходя из того, что ВНО проходит согласно нормативно-правовым актам. Это будет обязательная ГИА в форме ВНО по четырем предметам: украинский язык, математика, история Украины или иностранный язык, а также четвертый предмет на выбор. Максимально участники смогут пройти пять тестирований ВНО.