Идея создать президентский университет вызвала большой резонанс в обществе. Но дискуссии велись преимущественно вокруг стоимости этого проекта, его локации (не где-то на окраине Киева, а в фешенебельном месте — на ВДНХ, возле Голосеевского леса). О том, как именно и чему будет учить университет своих студентов, говорили мало, потому что концепции этого учебного заведения продолжительное время никто не видел. Некоторая информация появилась в ходе презентации на форуме «Украина 30: образование и наука», и ответом на нее были замечания, что озвученные идеи президентского ЗВО очень напоминают Сколково и университет Назарбаева.
На прошлой неделе на сайте Кабинета министров Украины, наконец, был опубликован полный текст Концепции реализации проекта «Президентский университет». Кстати, уже не впервые на правительственном портале документы появляются с опозданием. Так было, например, с положением об открытии филиалов иностранных заведений высшего образования на территории Украины. Возможно, в правительстве таким образом пытаются избежать критики профессиональной среды, но образовательное сообщество пристально следит за развитием президентского проекта.
Концепция ответила на часть вопросов по поводу миссии президентского университета. Но сможет ли это заведение стать моделью проведения глубинных реформ в системе высшего образования и науки, как было обещано? Рассмотрим подробнее концепцию президентского университета.
Следует отдать должное, она предлагает реализацию некоторых прогрессивных принципов. Президентский университет планирует фокусироваться на подготовке молодых ученых путем интеграции науки в образовательный процесс. Студентов предполагают привлекать к научным исследованиям, как это делают в университетах мирового класса. В концепции предусмотрено весьма низкое для Украины соотношение студентов к преподавателям: 7,5 на одного профессора, но эти показатели все равно будут выше, чем в ведущих университетах мира. Например, в Гарварде на каждого преподавателя приходится по шесть студентов, а в Массачусетском технологическом — по три. Президентский университет будет предлагать междисциплинарные программы на стыке разных дисциплин, необходимые для разработки ответов на проблемы современного мира, и это безусловный плюс.
Интересным представляется определение организации национальных обменов студентами как важной задачи президентского университета. Но такие программы в Украине уже работают. Например, программа национальных обменов «Плацкарт» предлагает студентам обучение в другом ЗВО в течение недели, но количество участников программы остается небольшим. Увеличение возможностей для украинских студентов получить опыт обучения в другом учебном заведении будет способствовать межрегиональному сотрудничеству путем ознакомления студентов с опытом своих ровесников из разных регионов и университетов, формирования социального капитала молодежи, развития навыков адаптации к новой среде и взаимопонимания с людьми с разным опытом. Соответствующие навыки пригодятся как во время трудоустройства молодежи, так и для развития взаимопонимания между студентами из разных регионов Украины.
Новацией для украинского высшего образования станет привлечение инвестиций в развитие студенческого городка. В частности, концепция президентского университета предполагает возведение апарт-отелей вместо традиционных в постсоветском пространстве общежитий. Это может создать более комфортные условия для проживания студентов и преподавателей. Однако не следует забывать об опасности слишком высокой стоимости аренды в случае реализации такого подхода. В странах Западной Европы и Северной Америки, которые десятилетиями привлекают бизнес к развитию и управлению общежитиями, ведутся острые дискуссии о доступности жилья для студентов. Например, в США многие студенты предпочитают арендовать более дешевое жилье вне кампуса, а не проживать в общежитии.
Следует обратить внимание и на другие недостатки концепции президентского ЗВО. Наибольшим из которых является идея трудоустройства на постоянной основе лишь административного персонала университета. Между тем с преподавателями и научными работниками планируют подписывать срочные контракты, возможно, даже не на полную занятость. Такой подход является ничем иным, как цементированием административного феодализма в украинском высшем образовании. Исследователи на срочных контрактах не будут защищены от административного давления. Их академическая свобода будет ограничена, ведь они будут вынуждены подстраиваться под администрацию для продления своих трудовых соглашений. При таких условиях президентский университет имеет все шансы превратиться, скорее, в еще один корпоративный вуз, чем в инновационный научный центр.
При определенных условиях привлечение ученых на проектной основе может быть преимуществом, но когда речь будет идти не обо всех, а о части работников. Например, для повышения научного потенциала китайских университетов в них на временной основе привлекают зарубежных исследователей. Им предлагают возможность несколько месяцев в году преподавать и проводить исследования в Китае, что способствует процессу обмена опытом, формированию международных партнерств, а также привлечению китайских ученых к международным исследовательским проектам. У аналогичного подхода в украинском контексте был бы шанс на положительный результат. Концепция президентского университета предусматривает привлечение 20% иностранных исследователей, так что логичнее предложить им срочные контракты, ведь Украина не сможет платить конкурентную заработную плату для их трудоустройства на постоянной основе. А у украинских ученых должен быть выбор: подключиться к работе над проектом или заключить бессрочный контракт. Такой подход стандартен в университетах мирового класса.
Правительственная концепция также закладывает предпосылки для конфликтов. В частности документ делает акцент на активном сотрудничестве университета с национальной и отраслевыми академиями наук, рассматривая их как место для дальнейшего трудоустройства молодых ученых. При этом в концепции нет ни единого слова о роли президентского университета в развитии науки в университетах, хотя с 2014 года реформа высшего образования направлена на преодоление советского наследия — традиции отделять науку от университетов. Классическая модель университета мирового класса предполагает три миссии вуза — преподавание, исследование и служение громаде. Таким образом, молодых ученых нужно готовить к трудоустройству не только в академиях, но и в украинских вузах.
Не избежать и конфликтов между приоритетами бизнеса и интересами ученых и студентов. Сотрудничество между разными игроками — ключевое в концепции президентского университета, однако авторы документа не объяснили, как будет достигаться баланс между интересами бизнеса и академической свободой студентов и преподавателей. Документ предусматривает, что в ЗВО будут проводить и фундаментальные, и прикладные научные исследования, хотя для потребностей бизнеса последние очевидно важнее. Таким образом, ученые, которых, напомню, планируют брать на работу на срочные контракты, могут оказаться в невыгодном положении, когда их интересами будут жертвовать из-за потребностей бизнеса. В украинском обществе все чаще звучит критика в адрес отечественных ученых за их будто бы оторванность от потребностей реального сектора экономики, однако следует помнить, что многие инновации стали возможны именно благодаря фундаментальным исследованиям. Например, технологии для проведения таких привычных сегодня лазерных операций по коррекции зрения стали возможны благодаря именно фундаментальным исследованиям Жерара Муру (Рочестерский университет, США) и Донны Стрикленд (университет Ватерлоо, Канада).
Заложенные в концепцию идеи интернационализации университета, к сожалению, не отвечают современным успешным практикам. В правительственном документе приоритетом определены академическая мобильность и заключение международных соглашений. Возможность поездок за рубеж, очевидно, неактуальна из-за пандемии коронавируса. В течение последнего года большинство университетов изменили свои приоритеты, сфокусировавшись на комплексной интернационализации. Эта концепция, разработанная профессором Мичиганского государственного университета Джоном Гудзиком в 2011 году, предполагает интернационализацию через образовательные программы, внеучебные мероприятия, университетские политики, которые стимулируют международное сотрудничество между преподавателями и студентами. Несколько украинских университетов также уже практикуют эти подходы. Конечно, место для мобильности остается, но она приобретает все более виртуальный характер. Фокус концепции президентского ЗВО на международные соглашения утратил свою актуальность, по меньшей мере, декаду назад. Международное сотрудничество не зависит от количества подписанных меморандумов, и все университеты мирового класса фокусируются на стратегических партнерствах на институциональном уровне, параллельно обеспечивая академическую свободу преподавателям и студентам на сотрудничество с интересными для них лично иностранными коллегами.
Концепция оставляет без ответов многие вопросы о президентском университете. Документ не содержит никакой информации для обоснования запланированных количественных показателей. Например, почему предполагается реализовать теоретическое и практическое обучение именно в соотношении времени 30% к 70%? Почему нужно привлечь именно 20% иностранных исследователей? По результатам каких исследований были определены направления образовательной деятельности университета? Почему авторы концепции, планируя строить экологический кампус, не считают нужным включить экологию в перечень приоритетных направлений образовательной и научной деятельности университета? Какие именно бизнес-организации готовы приобщиться к развитию президентского университета?
Рабочая группа Министерства образования и науки должна была бы доработать все эти вопросы и предложить новую концепцию университета, если целью действительно является создание нового научного и инновационного центра.
Однако шансы президентского университета стать образцом для реформирования системы высшего образования Украины весьма призрачны. Запланированное ЗВО будет существовать в контексте, очень отличающемся от параметров других украинских университетов. Передавать опыт президентского ЗВО другим университетам не будет смысла, если они будут работать в условиях разного финансирования и законодательства.
Больше статей Елизаветы Щепетильниковой читайте по ссылке.