UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что такое общество знаний и как его строят в Украине

Раньше образованием считали набор знаний о мире, теперь — понимание, как он устроен

Автор: Катерина Терлецкая

Существует концепция, согласно которой современный этап развития общества можно охарактеризовать как общество знаний, где господствующей ценностью становятся знания как таковые. Впервые о таком обществе упомянул американский ученый, писатель и теоретик менеджмента Питер Друкер. Эту идею он озвучил еще в 60-х годах прошлого века, а в 2005-м был опубликован доклад ЮНЕСКО «К обществам знаний».

В докладе были очерчены характеристики общества, основанного на знании. Главные из них — экономика, базирующаяся на знаниях, открытое общество, свободный доступ к знаниям; использование научных результатов во всех сферах общественной жизни. В обществе знаний важны пути их распространения, которые повсюду ускоряют новые технологии. Это Интернет, пресса, телевидение и, наверное, главный путь — система образования.

Обучение становится основной ценностью общества знаний. Доступ к образованию должен быть свободным, как и налаженная система обучения в течение всей жизни. Образование в таком обществе играет ключевую роль в формировании общей культуры. Именно поэтому трансформация образования на сегодняшний день является определяющей, и мы должны четко понять ее цель.

Раньше образованием считали изучение большого количества фактов об окружающем нас мире. Правила, определения, теоремы, стихи, даты, столицы государств — сейчас все это потеряло смысл не только поэтому, что такую информацию можно легко и быстро найти в смартфоне. Оказалось, что сами факты об окружающем мире настолько быстро обновляются, что не успевают попадать на страницы учебников, а учительское сообщество не успевает их осмысливать. Поэтому, кроме быстрой интерпретации и передачи знаний, надо овладеть чем-то другим, более устойчивым, чем сумасшедшее течение фактов, которые постоянно трансформируются и обобщаются. И у науки есть ответ — неизменным и фундаментальным является метод, благодаря которому приобретаются научные знания, то есть научный метод. Формулирование гипотез, создание модели явления, проведение эксперимента, который может опровергнуть или подтвердить начальную гипотезу, — все это элементы научного метода.

unsplash/davidmatos

Учить исследовать мир на простейшем уровне можно всех желающих и далеких от науки людей. Во всем мире приобретает популярность так называемое научное образование, которое является неотъемлемой частью образования общества знаний. Science education — это преподавание естественных дисциплин и научного метода для неученых: детей, школьников, студентов, взрослых, не задействованных в науке. Такой подход все больше укореняется в образовании, — так, на популярном среди преподавателей и ученых Фестивале идей будет организована отдельная панельная дискуссия «Украина worldwide: украинские ученые в мировой науке».

Научное образование начинается с любознательности (inquiry). Это можно сформулировать следующим образом: смело выдвигайте гипотезы, проверяйте их и в случае неудачи формулируйте новые гипотезы или идеи. Исследования — это творчество и свобода, управляемые жесткой проверкой научным методом, который требует овладения навыками критического мышления.

Национальный центр «Малая академия наук Украины» является площадкой, где ученые создают методики научного образования для кружковой работы в школах, что позволяет быстро донести детям новые научные знания. Здесь важно тесное взаимодействие ученых и преподавателей. Популяризация научного метода и современных научных знаний через образование — толчок к развитию науки, а для учителей это инструмент для заинтересованности школьников. Желание учиться и познавать мир, потому что это интересно, а не потому, что это будет на ВНО, — прочный фундамент для дальнейшего образования, которое в обществе знаний будет продолжаться всю жизнь.

Учиться критически мыслить, не подпадать под когнитивные искажения и инерцию мышления помогает математика. Она является эффективным инструментом мышления. Для примера рассмотрим несложную задачу.

Как-то под сильным солнцем железнодорожный рельс длиной 1 км, лежащий на равной земле, удлинился на 1 м. Его концы остались неподвижными и закрепленными на земле, а рельс образовал круговую дугу длиной 1001 м. Вопрос: на какую высоту поднимется рельс над землей в центре дуги? Что нам подскажет интуиция?

Можно предложить приблизительные значения: 20 см, 2 м, 20 м. Опыт автора свидетельствует о том, что 99% людей (в частности с математическим образованием) выбирают между первыми двумя ответами. И действительно, наше представление о мире, в котором мы живем, подсказывает по инерции, что высота поднятия рельса должна быть одного порядка с удлинением в 1 м. Но, если создать математическую модель (приближенную) и записать всем известную теорему Пифагора, то ответ будет — примерно 20 м, что является абсолютно контринтуитивным решением.

Этот пример — упрощенная демонстрация того, что окружающий мир требует быть осторожными с интуитивным восприятием и инерционным мышлением, а критическое оценивание и умение создать математическую модель и рассчитать ответ крайне важны.

Наш мир меняет наука, в основе которой лежит научный метод. Именно он является источником инновационных технологий, которые мы потребляем в повседневной жизни. Количество ученых в 50-х годах XX века составляло несколько сотен тысяч, а уже в 2018-м, согласно данным UNESCO, этот показатель достигал 9,3 миллиона. Рост числа ученых ускорился во время пандемии, поэтому можно с уверенностью считать, что на сегодняшний день их уже более 10 миллионов. То есть 0,13% от общего количества людей на планете являются исследователями и учеными.

Такая армия ученых постоянно создает новые знания. Появляются новые дисциплины, знания накапливаются, трансформируются и становятся все более специализированными. Результаты исследований печатают в большом количестве научных публикаций — только за 2018 год в мире было опубликовано 2,52 млн научных статей. Наука внедряется во все сферы человеческой деятельности. А развитие науки и техники является одним из определяющих факторов прогресса общества, повышения благосостояния его членов. Экономики развитых, конкурентоспособных стран являются инновационными, что оказывает существенное влияние на качество и уровень жизни граждан. Прослеживается зависимость технологического уровня развития страны от значения отношения расходов на научные исследования к ВВП. Если этот показатель составляет 0,4–0,5% от ВВП, то обычно функции науки сводятся к культурной и социальной. 0,5–1% позволяет поддерживать научный потенциал на определенном уровне. Если же значение выше 1%, наука начинает обеспечивать экономическое развитие общества.

В странах Европейского Союза это отношение менялось от 1,8% от ВВП в 2000 году до 2% в 2017-м. Вместе с тем 80% стран инвестируют в научные исследования менее 1% от ВВП, а Украина — менее 0,5%. Притом, что в нашей стране есть научные коллективы, проводящие фундаментальные исследования на высоком уровне. Речь идет, скорее, о поддержке имиджа страны, чем о создании научных результатов, способных системно влиять на экономику.

Но вернемся к научным результатам. Некоторые полученные исследователями знания выходят за пределы сугубо научных и имеют общественный интерес. Во многих международных научных изданиях уже есть требование подавать к статье дополнительное резюме, которое было бы понятно неученым. Ведь сейчас как никогда существует потребность в быстрой интерпретации научных знаний. Результаты должны быть осмыслены научным сообществом и адаптированы для широкого круга людей.

Именно научные знания является сегодня двигателем, который отвечает за развитие общества. Общество должно инвестировать в науку, которая вместе с образованием является ключевым элементом в распространении новых знаний в новом свободном обществе. Андрей Шептицкий говорил: «Свободные народы живут наукой и изобретениями, а колонизированные — больше традициями».

Больше статей Катерины Терлецкой читайте по ссылке.