UA / RU
Поддержать ZN.ua

Без объявления войны…

Ситуация на рынке учебников заостряется

Автор: Оксана Онищенко

"Долой антиучебники из школ!", "Учитель! Не бойся использовать качественную литературу!", "Гриф МОН - не инструмент монополизации", "Нет!" - давлению на учителей!". Такими плакатами встречали гостей книжного форума во Львове представители издательств. Подобных акций протеста львовский форум, наверное, не помнит за всю историю своего существования.

Беспредел - так можно назвать то, что происходит сейчас на рынке учебников. Издательства, годами завоевывающие репутацию, сегодня выброшены чиновниками за борт. Проверенные на практике учебники, пособия и тетради отправлены в мусор. Вместо них школы наводнили слепленными на скорую руку новыми книгами. К тому же, полными ошибок.

"Я должна сообщить о глубокой обеспокоенности педагогов ситуацией на рынке учебников, - обратилась к членам парламентского комитета по вопросам науки и образования его председатель Лилия Гриневич. - Об этом шла речь на круглом столе "Современное состояние и перспективы издания учебной литературы в Украине", проведенном в рамках форума во Львове".

"…Мне приятно, что вы лично побывали на таком почтенном собрании. Были какие-то обращения к кому-то там. Иногда едешь по Киеву - очень многое можно услышать в автобусе и еще где-то", - отреагировал присутствующий на заседании комитета заместитель министра образования Е.Сулима.

Ситуация с регулированием рынка учебников (а точнее, его окончательным уничтожением) в последнее время необычайно обострилась и очень похоже на войну. Все - как в учебнике истории: внезапное нападение (хотя разведчики предупреждали!), с нарушением мирного договора (все - для блага образования), цивилизованных норм и правил.

Помните, как Чапаев разрабатывал военные операции на картошке: кто куда наступает и как бьет? А мы решили составить такую карту военных действий в более современном виде. Чтобы представить себе общую картину разрушений. И вот что из этого получилось (см. рис.).

Зачистка рынка учебников началась с глобальных мер. С отказа от 12-летней школы. Если учимся по-новому, значит нужны новые стандарты образования, под них - новые программы, под программы - учебники, под учебники - целые комплекты из пособий, методических разработок, тестов, рабочих тетрадей и т.д. Под эту благородную цель можно без проблем перекроить по-новому рынок. Чем черт не шутит - может быть, именно из-за этого пожертвовали в свое время европейской реформой, под которую все уже было написано, утверждено и даже начало издаваться? Среди знакомых экспертов все больше тех, кто верит в эту версию.

Смешно, что на самом деле ни новые стандарты, ни программы не отличаются от старых революционной новизной. В них что-то поменяли местами (иногда не подумав о логике), подкинули красивых терминов - вот, собственно, и все. "Программы не новые, а обновленные, - говорят учителя. - Старые учебники им не противоречат".

Следующий удар по существующему рынку учебников - непрозрачное распределение государственных средств в пользу отдельных издательств. Государство должно поддерживать лучшие учебники. Чтобы именно они дошли до потребителя бесплатно. Поэтому проводятся конкурсы рукописей учебной литературы. Их победителей и издают за государственный счет. О том, как непрозрачно проводятся эти конкурсы и распределяются средства, сказано достаточно и журналистами, и экспертами. Обычно речь идет о трех фаворитах рынка - "Генезе", "Издательском доме "Освіта" и "Грамоте".

Когда Л.Гриневич обратилась по этому поводу с письмами в МОН и к премьер-министру, Д.Табачник ответил: "На сегодняшний день для создания учебников победителями стали 17 издательств. О какой монополии, о каких привилегированных издательствах можно говорить?".

Неужели? Ради интереса мы изучили списки учебников, которые министерство разрешает использовать в 1 и 2 классах школ для обучения по традиционным методикам. Не поленились подсчитать, сколько позиций имели известные издательства в списках прошлого, 2012/2013, и нынешнего, 2013/2014 учебного года. Мы взяли основные предметы, по которым школы обязательно покупают учебники и пособия - математика, украинский язык, чтение, природоведение. Картина получилась довольно красноречивой. В прошлом году "Издательский дом "Освіта" имел 9 позиций, в этом - уже 29 , "Генеза" - 17 и 27 соответственно, "Грамота" - 6 и 9. А популярное среди учителей издательство "Учебная книга - Богдан", например, в прошлом году в 1–2-х классах имело 23 позиции по названным предметам, в этом - ни одной. От издательства "Ранок" в список рекомендованных для 1–2-х классов учебников в прошлом году попали 18 учебных книг по четырем предметам, в этом - лишь одна дополнительная (то есть необязательная). И если раньше в 1–2-х классах были представлены по четырем основным предметам 19 издательств, то в этом - только 7. Два из них имеют по одной позиции в списке. Да и то - в перечне дополнительных учебников и пособий. Еще одному досталось три позиции. А львиная доля учебников издается фаворитами и вдруг появившимся в списке малоизвестным издательством "ПЕТ" (9 позиций).

Конкуренты монополистов мастерски выбиты министерством из строя на многие годы. Потому что, согласно Положению о Всеукраинском конкурсе рукописей учебников, "победа в конкурсе является основанием для последующего создания авторскими коллективами-победителями комплекта учебников для следующих классов по данному учебному предмету". То есть издательства и авторы, выигравшие конкурс в первом классе, автоматически становятся победителями во всех последующих - до пятого класса. Выигравшие в пятом - до девятого. Соответственно, с каждым годом лоббирующие их издательства все более захватывают рынок учебников.

О том, что начинается монополизация рынка учебников, эксперты предупреждали еще кума Д.Табачника Максима Луцкого, руководившего тогда парламентским комитетом по вопросам науки и образования.

В архивах сайта комитета сохранился протокол мартовского заседания (2012 г.), на котором выступала с докладом зам. начальника отдела по вопросам образования, науки и инноваций департамента науки и гуманитарной сферы Счетной палаты Украины С.Васильева. Она подчеркнула: "Созданная Минобразования система централизованного выпуска учебников ограничивает учебные заведения в их выборе и не учитывает требований участников учебного процесса". Среди издательств - владельцев исключительных авторских прав на учебники (победителей тендера) были замечены "Издательский дом "Освіта", "Грамота", "Генеза", "Гимназия".

Как же отреагировал комитет на тревожную информацию? Вот выписка из протокола: "Информацию Счетной палаты Украины …принять к сведению… Министерству образования и науки, молодежи и спорта Украины, Национальной академии педагогических наук Украины, Счетной палате Украины проинформировать Комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования о состоянии разработки и обеспечения учебных заведений учебниками и пособиями".

Но не все согласились закрыть глаза на проблему. Член комитета О.Доний тогда внес предложение "признать работу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины в части использования средств Государственного бюджета на обеспечение учебных заведений учебниками и пособиями неудовлетворительной". Однако предложение не было принято. Против голосовали регионал М.Луцкий, коммунистка К.Самойлик и экс-бютовец В.Курило.

Устранение конкуренции с помощью грифов-разрешений. Почему качество учебника - не всегда залог того, что он попадет в школу? Да потому, что для этого ему еще нужно получить специальное разрешение министерства - гриф.

"С приходом нового министра грифы выдают только "избранным" издательствам, - цитирует газета "Ратуша" заместителя редактора газеты "Учебники и пособия" Сергея Гапьюка. - …Эти "избранные" издательства впоследствии получают грифы и на сопутствующие материалы к учебникам (контрольные работы, разработки уроков, тетради с печатной основой...). Поэтому гриф стал инструментом цензуры. Таким образом они преградили путь поступлению в школу другой литературы. Соответственно, конкуренция исчезла, и качество продукции снизилось"

Яркий тому пример - скандал вокруг учебников математики для 1 и 2 класса, напечатанных "Издательским домом "Освіта". За государственный счет, кстати. В них тернопольские издатели обнаружили 243 ошибки. И не только грамматические. Когда возмущенные эксперты передали в Институт инновационных технологий и содержания образования (ИИТСО) список ошибок, некоторые были исправлены издательством. Но в коммерческом тираже. То есть теперь "правильные" учебники все желающие должны покупать за собственные деньги.

Работник одного из издательств Марина Петровна приводит еще одну причину снижения качества учебной литературы: "Издательства-монополисты не в состоянии справиться с огромными заказами. Поэтому после того, как сверстан учебник, редактор и корректор физически не успевают его вычитать. Вот и идет брак на рынок. А чего переживать? Школы никуда не денутся - обязаны работать по этим книгам".

В принципе, все понятно. Но мучает вопрос - проводилась ли апробация новой учебной литературы перед массовым внедрением в школы? Неужели без нее приняли решение об использовании учебника?

Каково же было наше удивление, когда мы нашли приказ МОН № 645 от 30.05.2013, из которого следует, что именно сейчас, когда новые, не всегда качественные учебники, уже навязаны всем в обязательном порядке, идет их официальная апробация в определенных учебных заведениях и регионах. И закончится она только через два года.

Почему же государственные деньги потратили на покупку кота в мешке - "необкатанных" учебников? Потому, что очень спешили? (Ведь к следующей осени надо обеспечить новые тиражи - продолжения для следующих классов. Тоже, кстати, неапробированные). Потому, что качество - это не главное? Потому, что чиновники уверены в положительных рецензиях экспертов?

Кстати, последнее неудивительно. У нас нет независимой экспертизы учебников. В приведенном выше приказе МОН есть бланк, куда вносятся данные об учителях, участвующих в апробации. Точно так же известны имена членов комиссии на конкурсе учебников. Большинство из них - зависимые от чиновников педагоги или сами чиновники. Поэтому "решить вопрос" в пользу кого-то или в обход кого-то, в случае надобности, не составит труда. И мы уже наблюдали подобные вещи (см. ZN.UA, №31 "Большие маневры").

Но последний тактический ход министерства образования поразил даже бывалых учителей. Потому что ограничил им свободу выбора. Все управления образования получили письмо МОН "Об использовании учебной литературы". Согласно ему школы обязаны использовать только те учебники и пособия, которые, во-первых, имеют гриф министерства (ну, это уже не новость), во-вторых, соответствуют авторским концепциям учебников - победителей конкурсов (интересно, кто и как будет это определять?), и в третьих - изданы не раньше 2012 г. Таким насильственным способом из школ изгнали те учебники и пособия, которые по чьему-то недосмотру имеют непросроченный гриф и путаются под ногами при распиле рынка.

"С учебниками более-менее понятно: с 2012 г. - "новые" программы, поэтому и новые учебники. Но пособия здесь причем? - недоумевает знакомая учительница.- Пособия - это хрестоматии с художественными текстами, это спутники букваря для обучения чтению. Да и вообще, некоторые темы объясняются лучше и качественнее в старых учебниках, чем в усыпанных ошибками новых. Неужели министерство настолько не доверяет нам, учителям? Считает, что сами мы не разберемся, какие материалы подходят к программе, а какие нет?".

Для того чтобы школы даже не пытались голосовать за хорошие книги своим кошельком, поддерживать "опальные" издательства и авторов, в письме (которое, вообще-то не является приказом и должно носить рекомендательный характер) содержится и угроза: "Обращаем Ваше внимание на то, что персональная ответственность за использование… учебной литературы, которая не имеет соответствующего грифа Министерства… возложена на руководителей учебных заведений". Ну прямо как в войну: кто помогает партизанам - будет расстрелян.

И покатились проверки по школам. Некоторые ограничились осмотром библиотек и учебников, лежащих на партах у детей. Кто-то заглядывал в учительские шкафы и искал там "запрещенные" пособия, изданные до "войны двенадцатого года". Шутки шутками, но уже есть первые официально пострадавшие от проверок. Руководитель департамента образования и науки, молодежи и спорта КМДА Оксана Добровольская издала приказ №719 от 16.09.2013 г. "Об итогах выборочной проверки вопроса использования учебников в 1–5-х классах общеобразовательных учебных заведений г. Киева". По результатам проверки приказано "привлечь к дисциплинарной ответственности" директоров шести школ. И лишить их на месяц надбавки к заработной плате.

"Хорошо, хоть в столовку строем не водят и налысо не стригут, - шутят учителя.- "Антилигенция", видишь, не хочет "правильные" книги читать. Свободомыслие, понимаешь, разводят. Хочешь без грифа МОН работать - покупай сапоги с длинными голенищами. Как Тарас Григорьевич делал."

По предложению Л.Гриневич, члены комитета ВР по вопросам науки и образования приняли решение провести расширенное заседание по вопросам создания и издания учебников

Глава комитета предлагала также обратиться к министерству с требованием отозвать упомянутое письмо. Однако это предложение так и не было проголосовано. Не в последнюю очередь, благодаря тому, что дискуссия была уведена в сторону заместителем министра Евгением Сулимой и депутатом от партии регионов Виталиной Дзоз. И если первый жаловался на отсутствие партнерских взаимоотношений между комитетом и министерством, то вторая действовала чисто по-женски - входила-выходила, заявляла, что не хочет присутствовать "при порке министерства" и призывала главу комитета: "Позвоните Жебровскому (замминистра. - Авт.), пригласите его к себе, сядьте с ним один на один без этих вот, извините, ушей и глаз, которые здесь…Мы же себя опускаем уже ниже плинтуса. Мы позволяем себе в присутствии наших помощников выяснять отношения с министерством. Я не хочу в этом участвовать".

Л.Гриневич настаивала, что речь идет не о персональных претензиях к министерству: "Поймите, нас не интересуют Д.Табачник и другие чиновники, работающие в Министерстве образования. Какие бы они ни были, даже если кого-то заменить, - ничего не изменится, если не будет изменена система. Нас интересуют миллионы детей, студентов, сотни тысяч преподавателей и учителей. И мы призваны защитить их интересы. Нас также интересует качество образования в этой стране. Мы имеем растущий уровень коррупции, в частности, в сфере учебников. Есть неопровержимые доказательства этого. У нас очень много вопросов к Министерству образования. И мы обращаемся с ними в МОН, но не получаем адекватной информации".

Итак, впереди расширенное заседание комитета. Замминистра образования обещал пригласить на него своих профессионалов (уж не тех ли, что проводили конкурсный отбор новых учебников?), его оппоненты - своих. Конечно, будет приглашена и общественность - "эти вот, извините, глаза и уши". Чтобы увидеть, кто защищает интересы детей и школы, а кто - собственные. И услышать, куда движется наше образование.