Дать образование ребенку, а особенно высшее, — это святое действо для украинских родителей. Вопрос, где и как будет учиться ребенок, приобретает значение уже с момента начальной социализации: с выбора детского клуба, детского садика... Уже на этом этапе родители выбирают формы и методы развития ребенка; заведение и личность педагога. Фактически педагог — это и человек, запускающий процесс отношения к учебе и к миру, «второй по значимости после родителей». Личность педагога для родителей уже на старте приобретает большое значение. Младшая школа становится своеобразным тест-драйвом по осуществлению соответствующего выбора, но уже в средней или старшей школе выбор сужается, чтобы не сказать исчезает, и все, что могут сделать родители, — это выбрать репетитора, чтобы как-то влиять на процесс.
Что же имеем с другой стороны? Как формировалось и формируется отношение к учителю? В 1980-х годах я поступала в педагогическое училище. Тогда поступить и получить профессию учителя начальных классов было в значительной степени чем-то фантастическим. Высокие вступительные баллы. Три экзамена — диктант по украинскому языку, математика и творческий конкурс (у нас это была музыка, потому что за время обучения учитель должен был научиться играть на музыкальном инструменте). Попав в педучилище, юная личность уже чувствовала себя так, словно выиграла в лотерею. Кроме того что педагоги начинали обращаться к тебе на «вы», за успехи в учебе ты еще и получал/-ла настоящую стипендию, как в вузе. Все это в комплексе формировало престижность обучения на педагогических направлениях. По возрасту будто школьник, а статус — взрослый, с небольшим, но материальным поощрением.
Высокие конкурсные требования давали возможность поступать на педагогические специальности ученикам с самыми высокими оценками, получать за старательную учебу стипендию, а в дальнейшем — и зарплату, которая в общей тарификационной сетке имела довольно стабильную позицию. Наш исторический опыт был подобен финскому, или их — нашему. Именно престиж профессии, который формируется уже на этапе высоких конкурсов, достойной оплаты, создает там стартовую площадку для всех дальнейших шагов тех, кто стремится индивидуально совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Мы часто слышим об образовательной системе в Финляндии, и фактически НУШ — это попытка внедрения отдельных ее элементов. Но, без преувеличения, «чудо финской образовательной системы» скрыто в отношении общества к учителю. Система подготовки учителей в Финляндии характеризуется вариативностью содержания образования, гибкостью структуры и технологий обучения, а также наличием у студентов возможности адекватно проектировать свой профессиональный путь. Единственного и универсального направления подготовки для всех педагогических кадров просто нет, цель финской системы образования — подготовка учителя, способного к саморазвитию, а повышение квалификации учителей фактически происходит беспрерывно (а не раз в пять лет) и в разных формах.
В нашей системе процесс тоже беспрерывный. Ведь желанный статус учителя высшей категории, который дает возможность получать соответствующие денежные вознаграждения и статус, предусматривает, что в течение пяти лет учитель работает и имеет определенное количество часов в год (условно 30), предусмотренных именно на повышение квалификации. Но этот статус зависит в первую очередь от двух ключевых факторов: стажа (опыта работы) и коммуникации с администрацией заведения, руководством. И именно эти два фактора являются самыми уязвимыми местами в работе педагога, особенно молодого.
Конечно, довольно амбициозный молодой человек может подаваться на звание учителя высшей категории и раньше, такой шанс есть. Но насколько он реален? В то же время пять лет — довольно значительный отрезок, особенно для молодого педагога, который за это время может десять раз «перегореть». Не секрет, что педагоги высшей категории с опытом в классе с детьми часто демонстрируют далеко не высшую категорию, потому что обычно «отягощены» именно этим опытом. То есть критерий «опыт» здесь довольно неоднозначный.
Да и почему именно пять лет, а не шесть или десять? Срок достаточно проблематичный, нелогичный, и его стоило бы пересмотреть. Если молодой учитель демонстрировал высокие показатели в учебе и прошел соответствующую практику (которая должна была бы продолжаться не две-четыре недели, а два-три месяца), то уже через два-три года он потенциально мог бы получить звание учителя высшей категории.
Сама же процедура получения этого звания непосредственно зависит от поддержки/неподдержки администрации. Для получения водительских прав, например, человеку не нужно брать разрешение у руководителя предприятия, где он работает. Достаточно пройти обучение и сдать экзамены.
Не менее интересен сам титул. Потому что диаметрально противоположным «учителю высшей категории» является «учитель низшей категории». Уместна ли вообще такая сортировка и такие названия? «Высшая категория» порождает не менее контроверсионный вопрос: а какой может быть «самая низкая» и на каком уровне учитель уже не имеет права работать в школе? Знают ли родители и дети, что обучает их учитель высшей категории? Думаю, большинство родителей об этом даже не догадывается, а детям взрослые игры в статус обычно неинтересны. Тогда возникает закономерный вопрос: а кому это нужно? Только для тарифной сетки и соответствующей учительской иерархии? Для более лояльного управления учителями? Или это действительно отображает качество работы учителя? Учитель для ребенка — это не просто о высшей или первой категории. Выбор учителя — это формирование удачного или неудачного диалога, от которого зависит, будет ли практиковать ребенок обучение в течение жизни. Исходя из настоящего, обучение в течение жизни — это атрибут современности, от которого невозможно избавиться. Название и статус — атрибуты внешние, но даже они должны быть наполнены соответствующим реальным содержанием.
Конечно, каждому человеку априори хочется, чтобы его ребенка учил кто-то, у кого самые лучшие компетенции, связанные в нашем образовательном пространстве с педагогическим работником высшей категории или, по новым правилам, учителем, у которого есть сертификат, подтверждающий уровень его компетенций.
Внедрение сертификации в нашем обществе — довольно интересный эксперимент, продолжение реформ, связанных с НУШ, и отчасти попытка открыть возможность независимо от опыта сразу показать свой уровень, пройдя соответствующие этапы испытаний. Какими же являются его результаты?
Статистика сертификации педагогических работников ЗОСО
(учителя начальных классов) в 2022–2023 гг.
Год проведения сертификации |
Этапы сертификации |
Предельная численность |
Количество зарегистри-рованных |
Охвачено сертификацией |
2022 |
І этап |
2500 |
1984 |
1855 |
ІІ этап |
1326 |
|||
ІІІ этап |
1317 |
|||
2023 |
І этап |
1500 |
1386 |
1344 |
ІІ этап |
921 |
|||
ІІІ этап |
911 |
Как видно из таблицы, представленной Институтом образовательной аналитики МОН Украины, количество желающих проходить сертификацию уменьшилось по сравнению с начальным этапом. Хотя наличие сертификата предусматривает именно финансовую доплату, то есть реальное увеличение заработной платы. Почему сертификация, которая только началась, уже демонстрирует негативную тенденцию? Конечно, война, дополнительный стресс, но разве дело только в войне?
1. Вопрос усовершенствования навыков учителя в течение работы в школе нуждается в наведении фокуса. Насколько существующие организационные отделы являются автономными и независимыми институциями, действительно «повышающими» профессионализм учителя?
2. Вопрос повышения квалификации учителя в военное время должен был бы приобрести более психологический акцент. Учитель — основная фигура, которая поддерживает стрессоустойчивость всего класса. Даже без войны выгорание и психологическая нагрузка оказывали большое влияние. Сейчас этот компонент фундаментальный. Подавленный, эмоционально опустошенный учитель не может обеспечивать учебный процесс на надлежащем уровне. Учитывая, что даже профсоюзные объединения в Украине работают сейчас только формально, государство должно было бы урегулировать этот момент: психологическую и социальную уязвимость учителя.
3. Следует пересмотреть целесообразность категоризации. Насколько статус учителя высшей категории является объективным и удачным? Способствует ли усовершенствованию работы учителя? Или, наоборот, является дополнительной формой внедрения формализма?
4. Должны быть сформированы четкие принципы функционирования независимых организаций и институций, которые могут обеспечивать саморазвитие учителя и которые именно учитель должен определять как ведущие для своего усовершенствования и оценивания. Выбор должен делать учитель, именно таким образом должно формироваться Доверие к Учителю.
Украинская образовательная система имеет свои традиции, которые могут совпадать с уже существующими в мире, а в некоторых моментах нуждаются в собственном подходе. В частности как должно проходить усовершенствование и саморазвитие украинского учителя в условиях войны? Это — вызов для украинского общества.