UA / RU
Поддержать ZN.ua

"АФФТАР ЖЖОТ!"

Модернизация программ по зарубежной литературе продолжается

Автор: Оксана Онищенко

Кто из нас не помнит, как в школьные годы писал сочинения по литературе? Кому-то это было интересно, а кто-то честно списывал из Интернета или специальных "решебников".

Отныне все коренным образом изменится! В инструктивно-методических рекомендациях по преподаванию мировой литературы, обнародованных Минобразования в этом учебном году, обязательное когда-то контрольное домашнее сочинение учитель может заменить на... фанфик.

В последнее время МОН принялось активно проталкивать эту идею. Всеукраинский круглый стол под руководством заместителя министра Б.Жебровского, публикации в последних номерах профессиональных журналов - все свидетельствует о том, что фанфик имеет все шансы на жизнь в школе.

Фанфик (fan - приверженец и fiction - художественная литература) - это текст, написанный на основе литературного произведения. Из оригинала автор фанфика берет идеи сюжета и (или) персонажей и создает на этой основе свое произведение.

На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Но из статьи "Создание фанфиков на уроках литературы как один из способов расширения читательского сознания учеников" в журнале "Зарубіжна література в школах України" (№3, 2013 г., авторы Светлана Тихоненко и Дарья Маньковская) узнаю странные вещи о видах фанфиков: "гет - фанфики, в которых описываются романтические отношения между мужским и женским персонажем; слеш - фанфики, в центре внимания которых - романтические отношения между мужскими персонажами; фемслеш - фанфики, в которых в центре внимания отношения между женскими персонажами".

Круто, как сказали бы подростки. Дальше следуют объяснения условных обозначений, встречающихся рядом с текстом фанфиков (так называемый рейтинг произведений): G (General) - фанфики, которые можно читать без ограничений аудитории (нет жестокости и насилия); PG (Parental Guidance) - можно читать с подросткового возраста с разрешения родителей (возможны упоминания насилия, намек на сексуальные отношения, грубая лексика, но не за пределами нормы); PG-13 - фанфики, которые не рекомендуется читать детям до 13 лет (имеются сцены жестокости, которые, однако, не являются сюжетообразующим элементом фанфика); R (Restricted) - фанфики, в которых есть описание насилия, секс, нецензурные слова; NC-17 (No Children) - фанфики, в которых секс и насилие занимают большую часть произведения и прописаны детально; NC-21 - еще большая графичность в рассказе о сексе и насилии…

"Прочитав вышеупомянутые типы фанфиков, учитель словесности с негодованием воскликнет: "Да зачем же эта гадость!", - пишут авторы статьи. - Но хочется заметить, что в наших силах сделать так, чтобы работа по фанфику стала первой пробой пера, мощной мотивацией для изучения мировой литературы и одним из средств глубокого понимания природы художественного текста. Или мы можем отвернуться в праведном гневе и оставить наших детей одних плыть по бушующему морю современных и весьма опасных тенденций".

Поплавав из интереса в действительно бушующем, но весьма грязном море фанфикшн, покопавшись на разных фан-сайтах, форумах в соцсетях, я насчитала около 28 видов фанфиков. И только восемь из них можно считать невинными (драма, экшн, юмор и т.д.). А все остальные просто ужасают: гомосексуализм, сексуальные отклонения (в том числе и в отношении детей), насилие, жестокость, смерть.

Понятно, что учителя будут рассказывать на уроках только о приличных видах фанфикшн. Но совершенно очевидно, что, получив от педагога задание написать такое произведение, подавляющее большинство детей погрузится в Интернет: одни - чтобы списать, а другие - чтобы узнать подробнее, как пишут такие произведения. И тут уже никто не сможет проконтролировать, какие виды фанфиков попадутся на глаза школьнику. Это тем более опасно, что фанфикшном интересуются преимущественно взрослые люди, студенты. И пишут они отнюдь не о детских вещах. Конечно, среди фанфиков попадаются пристойные и интересные тексты. Но их не так уж и много.

Ради любопытства открываю фанфик о Муми Троллях на одном из популярнейших сайтов. Читаю: "Туу, мне нужен твой совет в одном личном вопросе, - он все же решился начать разговор, а Туу-Тикки приготовилась внимательно слушать. - Понимаешь, я уже давно, точнее, с нашей самой первой встречи, неравнодушен к Снусмумрику... - Муми опасливо взглянул на подругу, пытаясь понять её мысли, но лицо её оставалось по-прежнему спокойным и ласковым. - Он такой смелый, гордый и свободный... красивый, конечно... Я просто не в силах отвести взгляд, когда вижу его, не могу перестать думать о нем, изгнать из мечтаний и снов. Я знаю - это плохо и глупо, но ничего не могу с собой поделать...". А дальше следует описание эротических фантазий любимого детского героя, которые по этическим соображениям невозможно процитировать в публикации.

Следует заметить, что фанфик - это жанр массовой, далеко не элитной культуры. "В основном фанфик - это проявление творчества и тема для общения на пространствах только фан-сайтов и фендомов", - пишут авторы уже упомянутой нами статьи. А при чем же здесь школа?

То, что фанфикшн появился в ней одновременно с исчезновением из новых программ по литературе "золотых" произведений Гете, Данте, Гомера, - симптом очень тревожный. Заметьте, что до сих пор не обнародованы программы по зарубежной литературе для 10–11 классов. Останется ли в них классика? В каком объеме? Куда направят старшеклассников уроки литературы - на фансайты и фендомы или в библиотеки?

Вместе с тем "люббисты" новой фишки - Минобразования и некоторые учителя - преисполнены оптимизма. По их мнению, фанфик дает ребенку возможность самовыразиться, предложить свои мысли относительно художественного произведения. Кроме того, как сказано в сообщении на сайте МОН, "в любом случае учитель не имеет права не знать о литературных интересах современной молодежи, оградиться от учеников, углубляя пропасть".

В том, что литература - это процесс, находящийся в беспрерывном движении, не сомневается никто. Соответственно и изучение предмета "литература" в школе не должно быть консервативным. Однако каким именно путем и в какую сторону должно двигаться реформирование - вопрос очень противоречивый.

Он бурно обсуждается на учительских форумах. В дебатах ярко выделяются несколько моментов.

Первый. "Фанфик как задание - это смешно. Разве можно быть фанатом по заданию?".

Второй. Даже на фан-сайтах ломают копья относительно критериев или правил оценивания произведений фанфикшн. Особенно остро спорят о соответствии основных идей, атмосферы, характеров героев фанфика авторскому замыслу, воплощенному в первоисточнике. Часто фанфик превращается в обычную профанацию первоисточника. И это отнюдь не способствует глубокому пониманию его содержания. "Конечно, новое (а то и не очень) интересно, но массовизм и фанатически нездоровое увлечение формой ради формы - сформирует ли это художественно-эстетичные вкусы современного читателя? Давайте спешить медленно, внедрять мудро .... неФАНатея!" - читаем на учительском форуме.

Третий. "То, что пытаются "втюхать" под модным словом "фанфикшн" в разрезе школьного преподавания литературы, существовало всегда. Ну скажите , кто из учителей не задавал сочинений о приключениях Дон Кихота, Шерлока Холмса или Журдена в наши времена? Или не предлагал дописать окончание произведения, воссоздать предысторию? Только это отнюдь не фанфикшн".

Четвертый. Хотя ничего принципиально нового школа не получила от новой идеи, зато опасности, которым подвергает учеников, существенно увеличила: "Сегодня число детей с расстройствами психики, живущих в каких-то своих, выдуманных мирах, в "виртуальной реальности", катастрофически растет. Представьте, какая трагедия для родителей - с утра и до ночи видеть фатально пустые глаза родных детей. Конечно, таким тенденциям способствуют многие факторы и, не в последнюю очередь, компьютерные игры и Интернет. И, казалось бы, кому, как не учителям, следует противостоять этой губительной тенденции?".

На фоне таких предостережений особенно эффектно выглядят рекомендации по написанию фанфика, размещенные в уже упомянутой нами статье профессионального журнала: "Выкладывая фанфик в сеть, придумайте ему название, напишите "шапку"... Если необходимо, сделайте предупреждение и опишите детали сюжета, которые могут смутить потенциального читателя".

Ровно год назад в обществе бурно обсуждали новую программу по мировой литературе. Тогда оппонентам программы едва удалось отбиться от сексуальной "Вероники..." П.Коэльо и других неоднозначных произведений. А также вернуть в школу некоторые классические произведения.

В этом году снова новость. Поэтому на душе неспокойно: что принесет следующий учебный год? Вдруг кто-то захочет еще больше приблизить школу к Интернету и, например, предложит писать сочинения по литературе на популярном "блогоязыке" ("ржунимагу", "нириальна круто", "абидна")?

Куда заведут нас новые веяния - посмотрим. Безусловно, их авторы мыслят неординарно. "Аффтар жжот!", как сказали бы малолетние блогеры. Что означает: "Ну вы, ребята, даете!".