В украинских условиях огромное значение имеет администрирование. В отдельных случаях (например, в малом бизнесе) одни только затраты на ведение учета и проверки могут быть сопоставимы с доходами бизнеса, а на уровне страны - составлять ощутимые потери, причем без какой-либо пользы взамен. Для других значение имеет "коррупционный налог", которым часто реально сопровождается администрирование: например, до внедрения прозрачного возмещения НДС он достигал 30–50% от сумм возмещения. В конце концов, и это едва ли не главное, дискреционное (то есть на усмотрение инспектора) администрирование и наказание искажает конкуренцию, которую выигрывают не самые успешные в удовлетворении нужд потребителей, а те, кто смог найти лазейку и "договориться" с кем нужно.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Владимир Дубровский, старший экономист CASE Украина, член Несторивськой группы. По его словам, это особенно касается двух самых больших "дыр" в украинской налоговой системе - налога на прибыль (с многомиллиардной долларовой "оптимизацией" через офшоры) и пересечения таможенной границы, где отдельные "хитрецы" тоже умудряются избегать уплаты НДС и других таможенных платежей.
"В результате имеем налоговую нагрузку не просто большую, но и неравномерно распределенную по субъектам. Но просто "усовершенствовать администрирование" не всегда возможно: для этого сами нормы должны стать принципиально менее дискреционными и выполняемыми на практике. Соответственно, кое-где надо упростить законы, кое-где - ввести жесткие и безличные механизмы, которые невозможно обойти, кое-где - снизить ставки, а что касается налога на прибыль - вообще изменить базу, ведь ею слишком легко манипулировать", - отмечает эксперт.
Подробнее о необходимости корректировки системы налогообложения читайте в статье Владимира Дубровского "Налоги, которые позволят развиваться" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".