Реальное количество денег в экономике за последние пять лет уменьшилось почти вдвое, то есть каждая дополнительная гривна "съедается" ростом цен. С начала 2014 года реальный объем денежной базы сократился на 44%, денежной массы - на 46, наличных денег - на 42%. Уровень монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) снизился с 55% в 2013 г. до 35% в 2018 г. А как известно, деньги - кровь экономики, нет крови - нет жизни.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Михаил Джус, заведующий отделом исследований монетарного и валютного регулирования Экспертно-аналитического центра "Оптима". По его словам, Национальный банк признает, что жесткие монетарные условия являются одной из причин замедления темпов роста украинской экономики с 3,3% в 2018 г. до 2,5% в 2019 г. (по прогнозу НБУ). При этом забывает добавить, что и база сравнения могла бы быть значительно выше, если бы не то же самое ужесточение монетарной политики в предыдущие годы.
"Исходя из логики инфляционного таргетирования, достаточно сложно обосновать снижение учетной ставки в ситуации, когда прогнозируемая инфляция и инфляционные ожидания превышают цель. А ситуация сейчас именно такова, - отмечает эксперт. - НБУ собственноручно загнал себя в ловушку, когда, с одной стороны, хочется пойти навстречу вызовам времени, а с другой - не предать логики, которой придерживался на протяжении нескольких лет".
Подробнее о политике НБУ читайте в статье Михаила Джуса "Часовые (не)стабильности" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".