2020 года, по данным Госстата, только 27% общего грузооборота приходилось на автомобильный транспорт, а 72% - на железную дорогу. На водный и авиационный транспорт приходится лишь 1% транспортной работы. Это данные без учета трубопроводной инфраструктуры, которая является специфической и почти не конкурирует с другими видами транспорта.
При этом за последние пять лет имеется стабильная тенденция - объем автомобильных перевозок постепенно растет, а железнодорожных падает.
Так, грузооборот железной уменьшился с 188 млн тонно-километров 2016 году до 176 млн ткм по итогам 2020-го (на 6,4%). Зато грузооборот автотранспортом вырос с 58 до 65 млн ткм (на 12%) (см. Рис. 1).
Однако общий объем грузооборота в стране почти не изменился. То есть перевозки автотранспортом увеличиваются исключительно за счет вытеснения железнодорожных. И за пять лет автотранспорт "откусил" 6% рынка железнодорожных перевозок.
«Большая стройка» явно ускорит темпы оттока доли перевозки грузов от железной дороги. И в следующие пять лет можно ожидать падения доли железнодорожных перевозок еще на 5-10%.
Подробнее читайте в тексте Владимира Даценко, эксперта «Лиги антитрастовые» - «Гордиев узел инфраструктуры».