UA / RU
Поддержать ZN.ua

Введение стимулирующего тарифа на распределение газа: за и против

Стороннники RAB-регулирования утверждают, что оно позволит стабилизировать тариф и модернизировать ГРС, противники - указывают на подорожание газа для потребителей.

В "Региональной газовой компании" проблему финансирования комплексной модернизации газораспределительных сетей предлагают решить при помощи применения стимулирующего тарифообразования (т.н. RAB-регулирования, Regulatory Asset Base).

Как пишут в своей статье для ZN.UA народный депутат Виктория Войцицкая и аналитик Николай Когут, предложенный РГК вариант стимулирующего регулирования приведет к подорожанию каждой тысячи кубометров газа для потребителя приблизительно на 500 грн, и является, по сути, дополнительным налогом для потребителя. В свою очередь, директор по стратегии развития "Региональной газовой компании" Станислав Казда в своей статье для ZN.UA указывает, что использование RAB-регулирования позволит получить ресурс на неотложную модернизацию сетей и стабилизировать тарифы на прогнозируемом уровне.

Войцицкая и Когут отмечают, что когда на заседаниях Рабочей группы по вопросам урегулирования пользования государственными ГРС при профильном комитете Верховной Рады обсуждалась проблема модернизации газораспределительных сетей, ни представители облгазов, ни НКРЭКУ не смогли сказать, сколько средств на протяжении следующих одного-трех-пяти лет необходимо инвестировать. Какие объекты должны быть модернизованы немедленно, какие на протяжении ближайших лет - также неизвестно.

"Зато мы услышали другую цифру: представитель фирташевской РГК предложил рассмотреть вариант повышения тарифа на распределение газа приблизительно вдвое (увеличив общую ежегодную тарифную выручку облгазов на 13 млрд грн в пределах страны). Это приведет к подорожанию каждой тысячи кубометров газа для потребителя приблизительно на 500 грн. Механизм получения такой новой тарифной выручки представителем монополии Д.Фирташа предложен вполне современный - стимулирующее тарифообразование", - указывают авторы.

Суть стимулирующего тарифообразования, как поясняют специалисты, заключается в создании инструмента мотивации частного инвестора к капиталовложению в модернизацию основных средств предприятия путем регулярного возврата определенной доли вложенного капитала в обмен на соблюдение заранее установленных регулятором количественных и качественных показателей деятельности монополиста, которые будут обеспечены вследствие модернизации.

"Однако суть стимулирующего регулирования, по версии представителя РГК, несколько иная - переоценить регуляторную базу (имущество) задешево полученных облгазов (например с 5 млрд грн до 80 млрд, как озвучил представитель РГК), представить себе, что эта переоценка и является капиталовложениями Фирташа, и регулярно возвращать уважаемому бизнесмену 15% от новооцененной регуляторной базы. (Это около 8–9 млрд грн в год только для РГК, исходя из доли ее предприятий на рынке)", - подчеркивают Когут и Войцицкая.

По их словам, за минувшие годы на модернизацию облгазов не привлекались инвестиции, которые следовало бы возвращать через RAB-регулирование. При этом, частные облгазы не предоставили НКРЭКУ перечни объектов с графиками финансирования комплексной модернизации ГРС. Регулятор, в свою очередь, не разработал критерии эффективности облгазов для внедрения стимулирующего регулирования (пусть даже таким образом, как предлагают в РГК).

"Убеждены, что озвученная РГК идея привлечь финансирование через фактически дополнительный налог на потребителя газа так идеей и останется, а доблестная НКРЭКУ предложит нам совсем другие принципы стимулирующего регулирования в распределении газа, которые обеспечат привлечение по меньшей мере 50–70 млрд грн частных инвестиций на протяжении ближайших трех лет для системной модернизации сетей, адекватную оценку регуляторной базы облгазов и комплексный подход к установлению качественных показателей работы монополистов", - заключают авторы.

В свою очередь, Станислав Казда приводит оценку НКРЭКУ, согласно которой действующий тариф на распределение газа покрывает затраты операторов газораспределительных сетей только на 79%.

"Согласно расчетам регулятора, облгазы теряют 180 грн на распределении каждой тысячи кубометров газа. Исходя из этого, величина тарифа должна составлять 1059 грн за тысячу кубометров. Это средние реальные затраты по распределению и доставке газа потребителю в Украине. Такой должна быть величина тарифа, чтобы покрыть нынешние затраты операторов газораспределительных сетей "в ноль", - констатирует он.

По словам, менеджера РГК, при действующей системе тарифов операторы получают только убытки, а государство - снижение стоимости газораспределительных сетей. Причем вопрос собственника здесь не играет никакой роли.

"По сути, перед регулятором стоит дилемма: либо постоянно повышать тариф в рамках нынешней модели, либо повысить, а затем стабилизировать тариф в рамках стимулирующего тарифообразования (RAB-тарифов), что практикуется во всех странах с рыночной экономикой", - констатирует Казда.

По его словам, необходимость перехода к стимулирующему тарифообразованию в равной степени понимают и участники рынка, и регулятор. Но, как и многие вопросы в распределении газа, он стал заложником политической конъюнктуры.

Директор поясняет, что краеугольным камнем модели стимулирующего тарифообразования является регуляторная база активов. К базовым активам относят непосредственно распределительные сети (государственные, коммунальные и частные), движимое и недвижимое имущество операторов распределительных сетей, оборудование. Все эти активы, независимо от собственника, оцениваются. Только их оценка проводится не по остаточной балансовой стоимости, а из принципа функционального замещения.

"Если оценивать газораспределительные сети из принципа функционального замещения, то общая стоимость сетей и имущества газораспределительных предприятий составит около
80 млрд грн. Согласно методике оценки считается, что собственник сети или актива вносит свою долю в работу всей системы", - отмечает он.

Казда утверждает, что всю выгоду получат собственники сетей, наибольшим из которых является государство. Стимулирующее тарифообразование позволит ему решить две самые острые проблемы:

- получить ресурс на развитие и модернизацию сетей;

- получить прогнозируемую плату за использование государственной части сетей.

"Введение стимулирующего регулирования, безусловно, повлечет за собой рост тарифа на распределение газа. Но эта модель позволяет стабилизировать тарифы на прогнозируемом уровне", - заключает он.

12 июля Кабинет Министров Украины одобрил проект закона, который снимает запрет на концессию и аренду газораспределительных систем (ГРС) или их составляющих, владельцем которых является государство.

Законопроект предполагает, что арендодателя государственных ГРС будет определять Кабмин – таким субъектом может быть центральный орган исполнительной власти или госпредприятие.

29 октября 2015 г. ZN.UA организовало круглый стол на тему: "Газораспределительные сети Украины: за что и почему придется платить потребителям газа?".

Подробнее о проблеме модернизации газораспределительных сетей и целесообразности использования стимулирующего регулирования в сфере потребления газа читайте в статье Виктории Войцицкой и Николая Когута "Воровать следует отраслями, или Пособие для начинающего олигарха", а также в статье "Газораспределительные сети: трубы или актив?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".