UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война и деньги: справится ли экономика Украины и сколько помощи нужно от союзников? – Associated Press

Об экономике, дефиците бюджета и гривне в нынешних условиях.

Несмотря на то, что Украина празднует победы на полях сражений, ее правительство сталкивается с надвигающейся проблемой на финансовом фронте: как оплатить огромную стоимость войны, не вызывая неконтролируемых скачков цен для обычных граждан или накопления долга, который может помешать послевоенному восстановлению.

Как пишет в статье для Associated Press Дэвид Макхью, борьба заключается в поиске кредитов или пожертвований для покрытия огромного дефицита бюджета на следующий год и сделать это нужно без помощи Национального банка, рискующего разрушить украинскую гривну.

Экономисты, работающие с правительством, говорят, что если Украина сможет укрепить свои финансы до конца следующего года, именно Россия может оказаться в финансовых затруднениях, если ограничение цены на нефть снизит доходы Москвы.

В первые дни российского вторжения украинское правительство обратилось к иностранной помощи. Когда этого не хватало, Нацбанк покупал государственные облигации за только что напечатанные деньги. Альтернативой было бы прекращение выплат пенсий и зарплат.

Читайте также: Жива ли еще украинская экономика?

Экономисты говорят, что печать денег рискует разрешить инфляции выйти из-под контроля и обвалить стоимость национальной валюты.

Украина имеет болезненные воспоминания о гиперинфляции начала 1990-х, считает вице-президент по политическим исследованиям Киевской школы экономики Наталья Шаповал. В детстве она наблюдала, как ее родители использовали большие пачки купюр для повседневных покупок, поскольку валюта изо дня в день теряла ценность, прежде чем ее заменила гривна.

«Украина прошла через это, поэтому мы знаем, как выглядит вышедшая из-под контроля инфляция, и мы не хотим этого снова, – сказала Шаповал. – Правительство и центральный банк уже на скользкой дороге, печатая так много».

Стабильность цен и возможность выплачивать пенсии оказывают огромное влияние на обычных людей в то время, когда Россия пытается деморализовать население, отключая электроэнергию и воду.

Учитывая, что инфляция уже высока – 27%, повышение цен усложнило людям с низкими доходами возможность позволить себе еду. Хлеб, ранее стоивший эквивалентно 50 американским центам, вырос вдвое, рассказывает Галина Морозова, жительница недавно освобожденного Херсона.

«Это очень удручает, и мы нервничаем. Мы жили на старые запасы (еды), но теперь свет выключили, холодильник не работает, и мы вынуждены выбрасывать пищу», – недавно сказал 80-летняя женщина.

Татьяна Вайнштейн, также из Херсона, говорит, что природный газ слишком дорог, чтобы отапливать дом.

«Мне холодно. Я люблю тепло, а мне очень холодно», – рассказала она.

По ее словам, из-за закрытия банков во время российской оккупации она не могла получить свою пенсию, что заставило ее тщательно распределять каждую гривну на еду.

Читайте также: Экономика РФ наконец пошатнулась

Какая поддержка нужна Украине?

Президент Владимир Зеленский говорит, что Украина нуждается в $38 млрд прямой помощи от США и стран ЕС, а также $17 млрд для фонда восстановления ущерба от войны.

Экономисты Киевской школы экономики говорят, что $50 млрд долларов от доноров было бы достаточно, чтобы удержать Украину в течение года.

В бюджете на 2023 год расходы на оборону в шесть раз увеличены по сравнению с прошлым годом. Военные расходы и расходы по безопасности будут составлять 43% бюджета, или колоссальные 18,2% годового экономического производства.

Бюджет в 2,6 триллиона гривен имеет дефицит в 1,3 триллиона гривен, что означает, что правительству нужно находить от 3 до 5 млрд. долларов в месяц, чтобы покрыть этот дефицит. Атаки на энергетическую инфраструктуру после принятия бюджета лишь увеличат потребность в финансировании, поскольку ремонт не может ждать послевоенной реконструкции и ударит по бюджету в этом году.

Читайте также: NYT: Откуда у России деньги на войну против Украины?

Как финансы могут повлиять на исход войны?

Несмотря на санкции Запада, российская экономика в лучшем состоянии, чем украинская, поскольку высокие цены на нефть и газ укрепили бюджет Кремля.

Планы ЕС и G7 ограничить продажи российской нефти преследуют цель изменить это.

Экономисты Киевской школы говорят: «К середине следующего года мы считаем, что экономическая ситуация сильно изменится в пользу Украины, что делает сильную поддержку партнеров особенно важной в этот период».

Читайте также: Новые рецепты для украинской экономики

Сколько уже есть у финансирования Украины?

США были главным донором, предоставив $15,2 млрд финансовой помощи и $52 млрд общей помощи, включая гуманитарную и военную помощь, согласно последним доступным данным, собранным программой Ukraine Support Tracker Кильского института.

ЕС и страны-члены выделили $29,2 млрд, хотя «многие из их обязательств поступают в Украину с большими задержками», сказал Кристоф Требеш, возглавляющий команду трекеров.

Еврокомиссия, исполнительный орган ЕС, предложила 18 млрд евро беспроцентных долгосрочных ссуд на следующий год, которые все еще нуждаются в одобрении правительств стран-членов. США, вероятно, тоже внесут больше.

Украина, однако, обращается за грантами вместо кредитов. Если все финансирование поступает в виде ссуд, долг вырастет до более чем 100% годового экономического производства с примерно 83% сейчас и 69% до войны. Это бремя может сдержать расходы на восстановление после войны.

По данным Ukraine Support Tracker, общая глобальная помощь Украине в размере $85 млрд составляет менее 15% поддержки, которую европейские правительства пообещали оградить потребителей от высоких затрат на энергию в результате сокращения российского газа.

Чтобы получить кредиты, комиссия предложила потребовать от Украины снизить уровень коррупции. С 2014 года Украина повысила свою оценку в индексе восприятия коррупции Transparency International с 26 до 32 из 100 – не очень хорошо, но тенденция положительная.

Представители США высоко оценили украинскую онлайн-платформу закупок за внедрение прозрачности в государственные контракты – один из основных источников коррупционных соглашений и сговоров – за сбережение в $6 млрд.

Перспектива членства в ЕС также дает Украине стимул преодолеть коррупцию.

Читайте также: Экономика России переживает рецессию, но устойчива, несмотря на прогнозы – CNN

Может ли помочь Международный валютный фонд?

МВФ выделил Украине $1,4 млрд экстренной помощи и $1,3 млрд, чтобы смягчить шок от потери экспорта продовольствия.

Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева сообщила Associated Press, что фонд работает над предоставлением дополнительной помощи в сотрудничестве с G7, где в этом году председательствует Германия.

«Мы находимся на пути создания обоснованной и масштабной программы для Украины, – сказала она, – при поддержке G7 и немецкого руководства».

Однако для большей кредитной программы от $15 до $20 млрд это противоречит практике МВФ одалживать деньги там, где долги неприемлемы. Организация неохотно предоставляет ссуды странам, которые не контролируют свою территорию, – условие, которое Украина еще не выполняет.

«МВФ придется серьезно извратить свою существующую структуру или изменить ее, чтобы предоставить значительные суммы», – сказал Аднан Мазареи, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона и бывший заместитель директора департамента Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ.

В качестве прелюдии к возможному пакету помощи МВФ проводит четырехмесячный период консультаций и усиленного мониторинга украинской экономической политики, чтобы помочь Киеву установить надлежащую практику. Это может создать доверие других доноров.