Соглашением об ассоциации Украины с Европейским Союзом в части реформирования фондового рынка предусмотрено, что наша страна обеспечит постепенное приведение в соответствие с нормами ЕС своих действующих законов и будущего законодательства. Несмотря на указанные планы и конкретные обязательства перед ЕС, на сегодняшний день не имплементирована ни одна из пяти директив, касающихся организации работы фондового и смежных рынков. А сама НКЦБФР (Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку), прикрываясь сближением с ЕС, решила заняться продвижением депутатских законопроектов (№7055 и 6303), один из которых (№6303) вовсе не связан с законодательством Евросоюза, а второй (№7055) расширяет полномочия самой комиссии до пределов, не принятых в самом ЕС.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Александр Кошевой. По его словам, вместо полноценной имплементации европейских норм в парламент регулярно подаются законопроекты-субституты, которые характеризуются весьма избирательной имплементацией норм, связанных с регулированием фондового и связанных рынков. Эти законопроекты (№7055 и 6303) активно и публично поддерживаются НКЦБФР.
"О чем же идет речь в другом законопроекте №6303, поддерживаемом НКЦБФР, якобы также имплементирующем законодательство ЕС? Этот же законопроект определен правительством в качестве приоритетного в рамках Дорожной карты, обеспечивающей выполнение Соглашения об ассоциации на 2018–2019 гг. Кстати, неясно, так как в пояснительной записке речь идет о несколько иной имплементации - Многостороннего меморандума о взаимопонимании по консультированию и сотрудничеству и обмену информацией IOSCO. При этом никто не поясняет, в чем же конкретно состоит имплементация норм ЕС, - отмечает эксперт. - Впервые в истории для расследования "злоупотреблений на рынке" в уголовный процесс предлагается ввести особого "специалиста-представителя НКЦБФР", наделив его, внимание, правом заявлять ходатайства о проведении следственных действий".
Также предлагается, внеся соответствующие изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс, запретить суду обеспечивать иск путем остановки решения НКЦБФР. Аналогичный иммунитет есть сегодня только у НБУ. "То есть НКЦБФР претендует стать единственным в своем роде органом центральной исполнительной власти. Куда там правительству!", - иронизирует автор.
Подробнее о проблемах развития фондового рынка в Украине читайте в статье Александра Кошевого "Трудности перевода" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".