Еврокомиссия разошлась во взглядах с Европейским центральным банком (ЕЦБ) относительно планов использования прибыли от замороженных активов российского Центрального банка на сумму более 200 миллиардов евро (217 миллиардов долларов) для помощи в восстановлении Украины. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на источники.
Чиновники исполнительной ветви власти ЕС в четверг, 13 июля, возразили главе ЕЦБ Кристин Лагард в предупреждении о том, что действия против подсанкционных активов могут угрожать финансовой стабильности еврозоны и ликвидности общей валюты.
В прошлом месяце на саммите в Брюсселе лидеры ЕС договорились осторожно продвигаться вперед в работе над планом налогообложения непредвиденных доходов, полученных от заблокированных активов, при этом Еврокомиссия сначала заявила, что выдвинет соответствующее предложение этим летом.
Но, по словам одного из чиновников, этот график сместился на период после летних каникул, поскольку Еврокомиссия и ЕЦБ разошлись во мнениях, а государства ЕС также разделились на эти две позиции.
Еврокомиссия отвергла аргументы ЕЦБ, заявив, что любой риск возник – и был оценен – когда активы были заблокированы в феврале 2022 года после вторжения России в Украину, и пока никакие из этих опасений не материализовались. По словам одного из источников Bloomberg, этот вариант не влияет на сами активы или какие-либо притязания Центрального банка России, а также не касается роли ЕС в хранении ценных бумаг.
Эти разногласия проявились в четверг на встрече министров финансов стран еврозоны, в которой приняли участие Лагард и вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис.
Риск непредсказуемых последствий
По словам одного из участников встречи, глава ЕЦБ заявила, что налог на непредвиденные доходы может подорвать евро и привести к переосмыслению среди владельцев резервов. Она отметила, что сумма, поставленная на карту, значительно больше нескольких миллиардов, которые этот шаг принесет Украине, а затем призвала к осторожности и заявила, что любое решение должно приниматься только при условии, что G7 также это будет поддерживать это.
Лагард покачала головой, когда Домбровскис изложил контраргументы Еврокомиссии и аргументы в пользу налога на непредвиденные доходы. Некоторые страны ЕС поддержали Лагард, в то время как другие отметили, что это вопрос о том, как продвигаться вперед. Министры финансов снова встретятся в пятницу, 21 июля.
Замороженные активы могут принести около трех миллиардов евро непредвиденной прибыли, хотя по некоторым оценкам эта цифра может быть еще выше. Более половины активов находятся в наличных и на депозитах, а "значительная часть" - в ценных бумагах, которые превратятся в наличные по мере их погашения в течение следующих двух-трех лет.
Пытаясь преодолеть разногласия, Франция предложила рассмотреть двухэтапный процесс на отдельной встрече в начале этой недели, сосредоточившись сначала на замораживании доходов, а затем на обсуждении того, как их использовать.
Один из собеседников Bloomberg утверждает, что этот шаг – в сочетании со сдержанностью ЕЦБ, направленный на то, чтобы подорвать возможность введения налога на непредвиденные доходы.
Еще одним условием, которое страны ЕС поставили перед процессом, является поиск поддержки и координации действий с G7.
Ожидается, что министры финансов G7 и ЕС обсудят этот вопрос в кулуарах более широкой встречи стран G20 в Индии 16 июля. ЕС хотел бы, чтобы G7 обнародовала неофициальное заявление этим летом, но окончательное решение еще не принято.
Переговоры между ЕС и G7 пока были положительными, говорят источники Bloomberg. Некоторые страны предпочли бы оставить на рассмотрении более сильные альтернативы, в то время как другие хотят четкости вокруг того, что вариант с непредвиденными доходами будет применяться только в частных клиринговых центрах.
До сих пор нет работающего механизма передачи Украине замороженных российских средств. Татьяна Хутор рассказывает, как страны-партнеры решают эту проблему, и указывает на «Пять шагов на пути к российским деньгам на восстановление».