Ключевые факторы успеха соглашения о разделе продукции (СРП), не учитывая геологии, заключаются в способности принимающего правительства обеспечить четкость, надежность и последовательность правил игры для оценки "организационных" рисков иностранной энергетической компании.
Как пишет в статье на ZN.UA Алла Еременко, ключевой задачей для национального правительства является минимизация "организационных" рисков.
"Иностранные энергетические компании обращают большое внимание на вопрос прозрачности отношений с принимающим правительством, существование единого подхода к разным компаниям и приветствуют антикоррупционные обязательства принимающего правительства", - говорится в статье.
Надежность заключается в необходимости учесть затраты иностранной энергетической компании и предупредить их увеличение посредством изменения налогового законодательства, например. Поэтому условие стабилизации является одним из ключевых для положительного решения относительно участия в объявленном конкурсе. При этом современные СРП предусматривают возможность гибкого реагирования на изменение законодательства и налогов относительно отчислений на здравоохранение, систему безопасности, окружающую среду, но при этом не будет значительного повышения налоговой нагрузки на иностранную энергетическую компанию. Кроме этого, принимающее правительство должно согласиться на минимизацию права на досрочное расторжение СРП без весомых причин, пишет автор.
Последовательность заключается в необходимости обеспечить единое понимание и выполнение законодательства как на национальном, так и на местном уровне, что позволит упростить процедуру лицензирования и получения разрешений.
"Принимающее правительство также должно согласиться на то, что ключевой целью СРП является добыча углеводородов, и ориентироваться на получение максимальной выгоды от своей доли продукции, а не отдавать предпочтение получению доходов в виде бонусов, роялти, взносов в специальные фонды или уплату налогов.
Процедуры проведения тендеров, выбора победителей и подготовки соглашения должны базироваться исключительно на принципах прозрачности, публикацию о конкурсе желательно размещать как в национальных, так и в международных изданиях в англоязычном варианте. Процесс отбора должен проходить открыто, например, транслироваться по ТВ, результаты публиковаться сразу после принятия решения", - говорится в статье.
Подытоживая, автор отмечает, что для привлечения инвестиций и технологий для увеличения добычи газа Украине необходимо сосредоточиться на снижении "организационных" рисков.
"Они должны включать внесение изменений в действующее законодательство в контексте обеспечения непредвзятого арбитражного рассмотрения споров, упростить процедуры лицензирования и получения разрешений путем создания "единого окна" и обеспечения координации между разными государственными органами с целью избежания различной трактовки законодательства и увеличения срока прохождения дел при утверждении. Также важно обеспечить функционирование профессионального органа для мониторинга и оценки деятельности в рамках СРП с целью ускорения процедуры одобрения, включая необходимые затраты, подлежащие компенсации", - пишет Еременко.
Подробнее о соглашениях о разделе продукции читайте в статье Аллы Еременко Как обезопасить СРП от коррупции и применить как действенный механизм привлечения инвестиций в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".