UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украине стоит унифицировать систему тарифов на транзит газа по ГТС как внутри, так и в другие страны

Вопрос создания единого с Европой нормативного пространства является крайне актуальным, учитывая участие Украины в Европейском Энергосообществе, наращивание реверсивных потоков, а также возможность создания восточноевропейского хаба.

Украине стоит изменить действующую систему тарифов на транспортировку газа на внутреннем рынке в соответствии с европейскими правилами, перейдя от применения "почтового" (фиксированного) тарифа на систему "вход-выход".

Об этом в статье в ZN.UA пишет д.т.н. Леонид Униговский.

Эксперт напоминает, что на сегодня в Украине для внутренней транспортировки применяется так называемый "почтовый" тариф, который не зависит от расстояния. Тогда как для транзита в другие страны - дистанционный тариф (зависит от расстояния; обусловлен в контракте с "Газпромом" и будет действовать соответствиенно до 2019 года, если, конечно, контракт не будет пересмотрен или расторгнут).

Система же тарифов "вход-выход", которая была внедрена в Евросоюзе еще в 2009 году, на примере Украины означает, что во всей ГТС Украины будут определены точки входа (добывающие промыслы, импорт, хранение) и выхода (экспорт, потребление, хранение). Для каждой такой точки устанавливается стоимость входа/выхода в систему. Предполагается, что внутри ГТС газ из каждой точки входа может быть транспортирован в каждую точку выхода.

"Переход на тариф "вход-выход" для внутренней транспортировки желателен для нас, потому что именно при такой структуре тарифа можно применить единое информационное и программное обеспечение, которое используют европейские газовые трейдеры. ... Нужно также значительно переделать тарифную систему работы подземных хранилищ газа", - пишет он.

Эксперт напоминает, что в 2009 году Европейский Союз принял Регламент №715, по которому операторы газотранспортных систем ЕС должны были перейти к тарифной системе "вход-выход".

Еще одну проблему можно решить, начав разработку и внедрение в практическую деятельность методик определения, заказа, продажи и перепродажи свободных пропускных мощностей магистральных (и распределительных) газопроводов.

"В таком случае владелец (трейдер, покупатель) должен заказывать у газотранспортного оператора свободную пропускную мощность трубопровода, возможно, на определенный период времени. Допускается перепродажа этих мощностей между субъектами рынка", - пишет Униговский, добавляя, что именно тарифная система "вход-выход" органично сочетается с европейской методикой заказа (продажи) свободных пропускных мощностей.

Кроме того, актуален также вопрос перехода в ближайшие годы от учета газа в кубометрах к учету в энергетических единицах (т.е. по теплотворности), - именно так, как это делается в Европе: как правило, газ учитывается в энергетических показателях, а именно в мегаватт (киловатт)-часах за час (месяц, год). Как объясняет Униговский, это оправдано, потому что именно энергетические характеристики природного газа (а они зависят от его происхождения) определяют ценность газа как топлива.

Еще один из важных вопросов Украина уже решила в 2012 году, утвердив правила доступа к ГТС (безусловно, это большой шаг вперед, хотя до стандартов европейских сетевых кодексов еще далеко).

"Реализация вышеупомянутых первоочередных задач позволит подготовить украинский внутренний рынок к работе по европейским правилам", - резюмирует эксперт.

Подробнее читайте в статье Леонида Униговского "Газотранспортная система Украины: на пороге энергорынка Евросоюза" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn

Читайте также:

НКРЭ в разы повысила тарифы на закачку и отбор газа из ПХГ

Украина планирует накопить в ПХГ 14-16 млрд куб. м газа к отопительному сезону

Украина может присоединиться к объединенной системе газопроводов Евросоюза

"Газпром" решил пока не давать Украине авансы за транзит после 1 января 2015 года