Движение бюджетных средств отражает политику государства, и в том числе реальные, а не задекларированные приоритеты реформ. К сожалению, жестокая правда заключается в том, что ни обычные украинцы, ни даже руководители государства до сих пор не могут в этом зеркале увидеть, какова реальная результативность расходования средств налогоплательщиков.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут Анатолий Максюта, председатель правления Института общественно-экономических исследований, Ярослав Жалило, руководитель экономических программ Института, Антонина Дешко, эксперт по вопросам финансовой политики Института, Светлана Коваливская, заместитель директора Института.
По мнению авторов, в Украине именно в бюджетных процедурах кроются причины обычного расточительства, реализуются коррупционно-теневые "закладки", из-за которых в обществе формируется глобальное недоверие налогоплательщиков к бюджетной политике государства и политике реформ в целом.
"К сожалению, попытки внедрения ПЦМ (программно-целевой метод бюджетирования) и среднесрочного бюджетного планирования в Украине в основном не приводили к реальному воплощению в практическую деятельность власти. Чтобы этот метод реально заработал, требуется ряд обязательных условий: наличие долгосрочной стратегии развития страны, внедрение среднесрочного экономического и бюджетного планирования, утверждение программ деятельности правительств на основе целей, следующих из стратегий и планов. К сожалению, эти условия не созданы до сих пор. А следовательно, ПЦМ используется только формально", - отмечают эксперты.
Авторы подчеркивают, что министерства любят определять среди критериев эффективности показатели "среднее количество входящих документов, обработанных одним работником", "количество обработанных обращений, жалоб граждан, запросов на публичную информацию" (или процент к прошлому году), которые вряд ли реально оценивают результативность работы ведомства (а часто, наоборот, могут свидетельствовать о чрезмерной забюрократизированности или непрозрачности работы). Отчет о выполнении паспорта бюджетной программы сводится практически к бухгалтерскому отчету.
Между тем практически отсутствует анализ влияния выделенных средств на развитие государства как с приведением статистических данных, так и в части соотношения с планом работы распорядителя.
"Именно отчет о выполнении паспорта бюджетной программы должен был бы стать основой для анализа эффективности работы главного распорядителя бюджетных средств, системы государственной исполнительной власти в целом, основанием для реального внедрения среднесрочного бюджетного планирования, в котором планы финансирования бюджетных программ на следующие три года будут строиться не наугад, а на прочной стратегической основе. Ведь не может же такого быть, что налогоплательщики содержат армию чиновников только потому, что они рассматривают много жалоб, обращений и писем! Должен быть результат от их работы, по крайней мере, чтобы жалоб и обращений стало меньше, а не больше", - указывают эксперты.
Подробнее о прозрачности расходования бюджетных средств читайте в материале Анатолия Максюты, Ярослава Жалило, Антонины Дешко, Светланы Коваливской "Куда деваются наши налоги? " в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".