UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина прекращает применение Меморандума с Беларусью по борьбе с отмыванием доходов: какие последствия для сообщницы РФ

Беларусь де-юре теряет для Украины статус благонадежного государства и переходит в статус страны, деятельность которой подозрительна.

В сентябре Украина останавливает применение с Беларусью действия Меморандума по сотрудничеству в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Как напоминают в Государственной службе финансового мониторинга Украины, предупреждение об этом согласно процедуре Украина направила еще 25 марта 2022 года.

"Согласно условиям Меморандума, его действие прекращается через 6 месяцев с даты получения уведомления от Госфинмониторинга, то есть с 26 сентября 2022 года", - отмечают в Службе финмониторинга.

Соответственно, Беларусь де-юре теряет для Украины статус благонадежного государства и переходит в статус страны, деятельность которой в соответствующей сфере подозрительна.

Читайте также: Украина заблокировала финансовые операции 7 тысяч пророссийских компаний, которые могли финансировать войну

Напомним, что, несмотря на формальное завершение действия двустороннего документа в сфере борьбы с отмыванием преступных средств, де-факто такой статус для Украины Беларусь приобрела после начала войны.

В частности, в марте 2022 года Госфинмониторингом были сформированы и утверждены приоритеты деятельности на период военного положения, охватывающие работу с субъектами финансового мониторинга, в частности, в части организации выявления подозрительных финансовых операций, связанных с РФ и Беларусью.

Госфинмониторингом предоставлены субъектам первичного финансового мониторинга рекомендации, в которых особый акцент был сделан на финансировании военной агрессии со стороны РФ и Беларуси.

Читайте также: В Украине заморожены средства на 355 банковских счетах из-за подозрения в финансировании пророссийских структур

Отмечено риски использования отдельных юридических лиц, в том числе неприбыльных организаций и ряда политических партий пророссийского и левого толка, деятельность которых приостановлена, а также граждан, которые имели/имеют регистрацию/гражданство РФ, Беларуси, или других связанных с ними лиц.

В мае Госфинмониторинг был подготовлен для субъектов первичного финансового мониторинга рекомендации в части выявления подозрительных финансовых операций, связанных со страной-агрессором и Беларусью. А также направлены для использования в работе индикаторы рисковости операций и клиентов из РФ и Беларуси.

С начала войны в сотрудничестве с правоохранительными органами были выявлены схемы возможного финансирования деятельности пророссийских структур и террористических организаций. По состоянию на 1 сентября 2022 года Госфинмониторинг остановил средства в эквиваленте около 3,54755 млрд гривен на 1361 банковском счете.

Также, в марте Госфинмониторингом было направлено обращение в FATF и Эгмонтскую группу подразделений финансовой разведки с целью санкционирования Республики Беларусь в связи с содействием ею агрессии РФ в отношении Украины. Письма касаются  включения РБ в черный список FATF, отключения от защищенного сайта Эгмонтской группы и исключения из ее членов.

Напомним также, что Бюро экономической безопасности разыскало и арестовало активов Российской Федерации и Республики Беларусь более чем на 30 млрд грн. Читайте об этом в материале Кристины Зелинской"Большая конфискация: какие российские активы перейдут Украине".