UA / RU
Поддержать ZN.ua

Удерживать курс или цены? НБУ и правительству нужно расставить приоритеты в кризис - эксперт

Доктор экономических наук подчеркивает, что на данный момент НБУ по закону не несет ответственности за курс гривни.

Украине необходима сбалансированная монетарная политика

Украине необходима сбалансированная монетарная политика

Для преодоления ценового и валютного кризиса, которые одновременно постигли Украину, Национальному банку , правительству и парламенту необходимо четче разграничить компетенцию и инструменты этих государственных институтов в рамках 3.

Об этом пишет в своей статье для ZN.UA под названием "Монетарная политика: проблема целевых ориентиров" доктор экономических наук Сергей Кораблин.

Он поясняет, что переход к так называемому 3 (ИТ) (комплекс мер, в первую очередь направленный на управление инфляцией - ред.) Украина начала еще в 2010 году, когда приняла поправки в закон и сделала приоритетным в монетарной политики Украины не валютно-финансовую составляющую, а ценовую (инфляционную), то есть не стабильность курса, а уровень цен в экономике. К слову, это являлось одним из рекомендаций МВФ для выдачи кредита.

Таким образом, автор подчеркивает, что в рамках текущих компетенциях Нацбанка нет ни слова об ответственности за курс нацвалюты.

В то же время, автор отмечает, что разрешать кризис в валютной системе, равно как и удерживать почти 30%-ную инфляцию, стране, безусловно, придется. И придется это делать не только административным ограничениями со стороны НБУ или уровнем процентной ставки, но и также посредством кредитов МВФ.

При этом автор задается вопросом: какой из ориентиров монетарной политики - удержание ценовой (вопросы инфляции) или валютно-финансовой стабильность (вопросы, в том числе, курса), должно быть в приоритете у украинской власти?

В своей статье автор приводит множество примеров экономических шагов других государств. Например, по его словам, ради финансового благополучия индустриальные страны с легкостью закрывают глаза на целевую инфляцию.

В целом, по его словам, правительству, парламенту и национальному банку еще предстоит "распределить бремя" компетенций и вводимых ограничений, потому что валютные ограничения не могут быть урегулированы одним Центробанком.

Кораблин также поясняет, что с момента экономического кризиса 2008 года, распространенней стала нетрадиционная монетарная политика (unconventional monetary policy), которая в своем подходе более гибка и не устанавливает четких рамок компетенции для государственным фининститутов и ИТ в целом.

Власть Украины который год не может обеспечить контроль над своими же финансами

В целом, проблема украинской финсистемы, по словам Кораблина, состоит в упорной неспособность государства обеспечить контроль над его финансами и их прозрачностью. По мнению автора, пример бесконечно супердефицитного "Нафтогаза" - лучший этому пример.

"Для сведения финансового баланса "Нафтогаза" Минфин в прошлом году выпустил в обращение ОВГЗ на 96,6 млрд грн - почти в 1,5 раза больше, чем для покрытия дефицита всего госбюджета. Указанные бумаги был вынужден выкупить Нацбанк, чтобы не сорвать поставки импортного газа при запредельных геополитических ставках", - отмечает экономист.

Также, по его словам, необходимо решить вопрос миллиардных потоков, ежегодно кочующих в офшоры и обратно.

"Потери бюджета из-за этой миграции не поддаются точной оценке. Но даже частичная их компенсация за счет введения "чрезвычайного" налога была бы уместным подспорьем для государственных финансов и курса гривни", - добавляет эксперт.

Полную статью читайте в свежем номере журнала "Зеркало Недели. Украина" в пятницу вечером.