Крупные международные корпорации, оставшиеся в России после ее вторжения в Украину, включая Philip Morris и Danone, в прошлом году получили в стране сотни миллиардов долларов дохода, пишет POLITICO со ссылкой на доклад The Business of Staying, подготовленный группой гражданского общества B4Ukraine и Киевской школой экономики.
После полномасштабного вторжения Москвы в феврале 2022 года десятки международных компаний вышли из России, чтобы защитить свою репутацию, или свой бизнес, но оставшиеся с тех пор заплатили Кремлю со своих доходов миллиарды долларов налогов.
Доклад показал, что глобальные корпорации получили в 2022 году $214 миллиардов дохода только благодаря своему российскому бизнесу, при этом уплатив $3,5 миллиарда налогов на прибыль.
Но эти цифры являются лишь верхушкой айсберга, и общая сумма уплаченных налогов, вероятно, значительно занижена, ведь в нее не включены налоги, уплаченные из заработной платы работников и НДС.
Согласно отчету, в то время как большую часть дохода получили компании со штаб-квартирой в США, компании со штаб-квартирами в ЕС в 2022 году все же заработали около $75,2 миллиарда, заплатив правительству России около $600 миллионов налогов.
Все эти средства, как утверждается в отчете, финансируют военные усилия России.
«Эти новые данные показывают, что бизнес, связанный с пребыванием в России, был чрезвычайно прибыльным для нескольких компаний, решивших остаться», – говорится в отчете. Авторы добавляют, что компании все еще платят налоги Кремлю в то время как Путин ведет ужасную и неспровоцированную войну против Украины.
В частности, табачная компания Philip Morris в прошлом году получила наибольший доход – $7,9 миллиарда и заплатила российскому правительству $206 миллионов налога на прибыль. Компания не ответила на запрос о комментарии.
Следом идет конкурент Japan Tobacco International (JTI), получившая примерно $7,4 миллиарда дохода. Представитель JTI заявил, что JT Group приостановила новые инвестиции и маркетинговую деятельность в России, однако, компания продолжает производить и распространять продукцию в России.
«Условия для работы остаются очень сложными. В этих обстоятельствах JT Group продолжает принимать необходимые решения для разрешения ситуации, которая меняется в соответствии с действующими нормами и международными санкциями», – сказал представитель компании, добавив, что российский рынок в 2022 году принес JT около $2 миллиардов, или примерно 11% ее общего дохода.
Другим известным именем в категории доходов есть пищевой гигант Danone, который, по данным авторов отчета, получил доход около $3 миллиардов.
В ответ на запрос POLITICO о комментариях Danone опроверг эту цифру, ссылаясь на свой годовой отчет, в котором отмечено, что чистые продажи в России в 2022 году составили €1,39 миллиарда.
В Киевской школе экономики, в свою очередь, отметили, что Danone контролирует в России два юридических лица, чистые продажи которых вместе составили более €3 миллиарда. Эти выводы Danone не комментировала.
В отчете также отмечено, что компания Pepsi в прошлом году заработала в России около $4,6 миллиарда долларов. Pepsi также отказалась от комментариев.
Несмотря на то, что в начале марта 2022 года компания заявила о прекращении рекламной деятельности и производстве напитков в России, за весь прошлый год никаких реальных шагов по продаже заводов в России не было замечено. А громкая новость о планах выхода PepsiCo из РФ просто исчезла с официального сайта компании.
В октябре прошлого года французский продуктовый гигант Danone объявил о своем решении начать процесс передачи эффективного контроля за бизнесом по производству основных молочных и растительных продуктов в РФ.