UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россия впервые позволила неукрепленным нефтяным танкерам двигаться через Арктику: это чревато экологической катастрофой — FT

Москва отчаянно пытается доставить свою нефть на рынки Азии на фоне санкций Запада.

Фото иллюстративное

Фото иллюстративное

Россия впервые разрешила неукрепленным нефтяным танкерам пройти ледяным северным морским путем, что вызвало предупреждение о росте риска катастрофического разлива нефти в Арктике, пока РФ перенаправляет попавший под санкции Запада экспорт в Азию. Об этом пишет FT.

В августе два танкера получили разрешение на путешествие на более пяти тысяч километров вдоль северного побережья России, хотя они не принадлежат к танкерам так называемого "ледового класса", которые созданы для того, чтобы выдерживать соответствующие условия.

Читайте также: Казахстан покупает танкеры, чтобы торговать нефтью в обход России – Bloomberg

"Тонкокорпусные" суда отправились в Китай в начале сентября, впервые пройдя одним из самых опасных ледовых маршрутов на планете, вдали от любых возможностей реагирования на разливы нефти.

"Морской лед непредсказуем, а маршруты очень трудно поддерживать. Использование танкеров не ледового класса делает и без того высокую вероятность аварии гораздо хуже", - говорит Чарли Кроник из Greenpeace.

В последние годы Москва рассматривала северный морской путь, полностью пролегающий в арктических водах, как предлагающий более короткий путь в Китай. Потепление климата открыло этот маршрут в летние месяцы и он значительно быстрее, чем движение обычным путем через Суэцкий канал.

Разрешение на прохождение по этому маршруту танкеров не ледового класса появилось после того, как западные санкции, связанные с российским вторжением в Украину, ограничили возможности Москвы поставлять свою нефть на рынок. Она уже стала чаще использовать северный морской путь, чтобы сократить время транспортировки на рынки Азии.

Типичное путешествие из северного порта РФ Приморск в Китай через Суэцкий канал занимает 45 дней; использование северного морского пути сокращает его на десять дней. По оценкам ведущего аналитика Kpler Виктора Катона, Россия могла бы сэкономить полмиллиона долларов за один рейс только на топливе.

В 2022 году только один укрепленный танкер "Василий Динков" перевозил российскую нефть по этому маршруту в Китай. В 2023 году, однако, десять танкеров ледового класса направились в Китай, согласно данным отслеживания судов от Kpler. Один укрепленный танкер для перевозки СПГ также завершил маршрут на этой неделе.

Читайте также: Болгария расторгла с российским "Лукойлом" договор о нефтяном терминале на берегу Черного моря

Использование неукрепленных судов потенциально возможно на этом маршруте с 2020 года. "Росатом", регулирующий северный морской путь, позволил судам не ледового класса проходить по маршруту в летне-осеннее окно с июля до середины ноября самостоятельно или, в более легких ледовых условиях, с сопровождением ледокола.

В "Росатоме" заявили FT, что "улучшение навигационных условий в летние и осенние месяцы позволяет судам не ледового класса работать безопасно", добавив, что все танкеры подвергаются тщательным проверкам.

Эксперты по судоходству говорят, что неукрепленные танкеры теоретически могут ходить по северному морскому пути в сентябре и октябре, когда ледяной покров является самым тонким после теплых летних месяцев. Но остаются большие риски, поскольку льдины могут задерживать суда и потенциально разрушить неукрепленные корпуса танкеров.

Старший советник по вопросам судоходства и Арктики в экологической группе Bellona Сигурд Энге считает риск "достаточно экстремальным".

"Летний день на северном маршруте – это не обязательно легкая прогулка", - сказал он.

Движение льда там, обусловленное как морскими течениями, так и ветром, крайне непредсказуемо. Когда льда меньше, волны также могут быть выше, создавая другие риски.

Читайте также: Мировому рынку угрожает самый большой дефицит нефти с 2007 года - Bloomberg

В конце июля этого года несколько кораблей ледового класса столкнулись с более сложным льдом, чем позволяла их ледовая классификация, и были вынуждены ждать сопровождение ледокола в Восточно-Сибирском море.

Репортер издания High North News Мальте Хамперт, специализирующийся на освещении событий в Арктике, считает, что такие поставки свидетельствуют об "отчаянности" России в попытках продать нефть.

"Я думаю, что это явный признак того, что для России продажа энергоносителей любой ценой превалирует над защитой окружающей среды. Взаимосвязь изменения климата и геополитики создала эту ситуацию. Россия отчаянно пытается доставить свою нефть на рынок", - говорит Гумперт.

Один из двух неукрепленных танкеров, NS Bravo, перевозит примерно миллион баррелей нефти на своем пути в порт Ричао на востоке Китая.

Судно "Леонид Лоза", везущее такое же количество нефти в восточный Китай, вышло из Мурманского порта 9 сентября, через шесть дней после NS Bravo, согласно данным спутникового отслеживания.

Судам "Леонид Лоза" и NS Bravo 12 и 13 лет соответственно. Отчеты инспекции показывают, что российские чиновники в порту Тамань выразили обеспокоенность NS Bravo в декабре 2020 года, отмечая нарушение техники безопасности и коррозию палубы.

Все нефтяные танкеры, построенные с 1995 года, обладают двойными корпусами для уменьшения риска разлива нефти. Но утечки остаются возможными в случае разрушения или пробоины в корпусе.

Читайте также: Германия продолжает через Индию ввозить себе российскую нефть - Der Spiegel

Ранее сообщалось, что Россия использует огромный флот подержанных танкеров, чтобы обойти ограничения ЕС и G7. Увеличение рисков экологической катастрофы из-за использования старых танкеров обеспокоило даже ООН, которая выразила свою обеспокоенность. 

«Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?» и почему полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины пока не удалось - в статье Артема Куюна и Ивана Марченкова.