Россия впервые разрешила неукрепленным нефтяным танкерам пройти ледяным северным морским путем, что вызвало предупреждение о росте риска катастрофического разлива нефти в Арктике, пока РФ перенаправляет попавший под санкции Запада экспорт в Азию. Об этом пишет FT.
В августе два танкера получили разрешение на путешествие на более пяти тысяч километров вдоль северного побережья России, хотя они не принадлежат к танкерам так называемого "ледового класса", которые созданы для того, чтобы выдерживать соответствующие условия.
"Тонкокорпусные" суда отправились в Китай в начале сентября, впервые пройдя одним из самых опасных ледовых маршрутов на планете, вдали от любых возможностей реагирования на разливы нефти.
"Морской лед непредсказуем, а маршруты очень трудно поддерживать. Использование танкеров не ледового класса делает и без того высокую вероятность аварии гораздо хуже", - говорит Чарли Кроник из Greenpeace.
В последние годы Москва рассматривала северный морской путь, полностью пролегающий в арктических водах, как предлагающий более короткий путь в Китай. Потепление климата открыло этот маршрут в летние месяцы и он значительно быстрее, чем движение обычным путем через Суэцкий канал.
Разрешение на прохождение по этому маршруту танкеров не ледового класса появилось после того, как западные санкции, связанные с российским вторжением в Украину, ограничили возможности Москвы поставлять свою нефть на рынок. Она уже стала чаще использовать северный морской путь, чтобы сократить время транспортировки на рынки Азии.
Типичное путешествие из северного порта РФ Приморск в Китай через Суэцкий канал занимает 45 дней; использование северного морского пути сокращает его на десять дней. По оценкам ведущего аналитика Kpler Виктора Катона, Россия могла бы сэкономить полмиллиона долларов за один рейс только на топливе.
В 2022 году только один укрепленный танкер "Василий Динков" перевозил российскую нефть по этому маршруту в Китай. В 2023 году, однако, десять танкеров ледового класса направились в Китай, согласно данным отслеживания судов от Kpler. Один укрепленный танкер для перевозки СПГ также завершил маршрут на этой неделе.
Использование неукрепленных судов потенциально возможно на этом маршруте с 2020 года. "Росатом", регулирующий северный морской путь, позволил судам не ледового класса проходить по маршруту в летне-осеннее окно с июля до середины ноября самостоятельно или, в более легких ледовых условиях, с сопровождением ледокола.
В "Росатоме" заявили FT, что "улучшение навигационных условий в летние и осенние месяцы позволяет судам не ледового класса работать безопасно", добавив, что все танкеры подвергаются тщательным проверкам.
Эксперты по судоходству говорят, что неукрепленные танкеры теоретически могут ходить по северному морскому пути в сентябре и октябре, когда ледяной покров является самым тонким после теплых летних месяцев. Но остаются большие риски, поскольку льдины могут задерживать суда и потенциально разрушить неукрепленные корпуса танкеров.
Старший советник по вопросам судоходства и Арктики в экологической группе Bellona Сигурд Энге считает риск "достаточно экстремальным".
"Летний день на северном маршруте – это не обязательно легкая прогулка", - сказал он.
Движение льда там, обусловленное как морскими течениями, так и ветром, крайне непредсказуемо. Когда льда меньше, волны также могут быть выше, создавая другие риски.
В конце июля этого года несколько кораблей ледового класса столкнулись с более сложным льдом, чем позволяла их ледовая классификация, и были вынуждены ждать сопровождение ледокола в Восточно-Сибирском море.
Репортер издания High North News Мальте Хамперт, специализирующийся на освещении событий в Арктике, считает, что такие поставки свидетельствуют об "отчаянности" России в попытках продать нефть.
"Я думаю, что это явный признак того, что для России продажа энергоносителей любой ценой превалирует над защитой окружающей среды. Взаимосвязь изменения климата и геополитики создала эту ситуацию. Россия отчаянно пытается доставить свою нефть на рынок", - говорит Гумперт.
Один из двух неукрепленных танкеров, NS Bravo, перевозит примерно миллион баррелей нефти на своем пути в порт Ричао на востоке Китая.
Судно "Леонид Лоза", везущее такое же количество нефти в восточный Китай, вышло из Мурманского порта 9 сентября, через шесть дней после NS Bravo, согласно данным спутникового отслеживания.
Судам "Леонид Лоза" и NS Bravo 12 и 13 лет соответственно. Отчеты инспекции показывают, что российские чиновники в порту Тамань выразили обеспокоенность NS Bravo в декабре 2020 года, отмечая нарушение техники безопасности и коррозию палубы.
Все нефтяные танкеры, построенные с 1995 года, обладают двойными корпусами для уменьшения риска разлива нефти. Но утечки остаются возможными в случае разрушения или пробоины в корпусе.
Ранее сообщалось, что Россия использует огромный флот подержанных танкеров, чтобы обойти ограничения ЕС и G7. Увеличение рисков экологической катастрофы из-за использования старых танкеров обеспокоило даже ООН, которая выразила свою обеспокоенность.
«Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?» и почему полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины пока не удалось - в статье Артема Куюна и Ивана Марченкова.