UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рада приняла отчет ВСК по проверке "Укрзалізниці"

За документ проголосовали 296 депутатов.  

Рада на заседании сегодня, 9 сентября, приняла в целом проект постановления об отчете Временной следственной комиссии (ВСК) по проверке состояния "Укрзалізниці" (УЗ). За соответствующий документ проголосовали 296 народных депутатов, сообщает Интерфакс-Украина. 

Отчет был о расследовании фактов нарушения в процессе работы и законодательства ее руководством, результатом чего стало значительное ухудшение техсостояния УЗ и производственных показателей.

Согласно отчету, комиссия отметила, что на протяжении 2015-2020 годов ежегодное сокращение грузооборота составляло около 2,5%, однако в 2020 году оно составило уже 4,9%, а за первый квартал 2021 года - 6,8%.

"Такое резкое падение является критическим и в случае сохранения существующей ситуации общество не будет способно самостоятельно обеспечить устойчивое функционирование", - считают в ВСК.

Также произошло сокращение на 10,1 млрд т-км экспортных и внутренних перевозок. При этом увеличены на 12,5% малорентабельные перевозки пустых вагонов.

Согласно анализу, доходность грузоперевозок сократилась в 2020 году относительно 2012 года на 36% и составляет $6,89 за 500 т-км.

В связи с этим ВСК предлагает "Укрзалізниці" посчитать корректную себестоимость перевозки 1 тонны грузов в зависимости от типа груза, рассчитать тариф за доступ к инфраструктуре.

Говоря о пассажирских перевозках, в ВСК указали, что за последние пять лет пригодный к эксплуатации парк пассажирских вагонов УЗ сократился на 1005 ед. (26%), парк пригородного подвижного состава - почти на 700 вагонов (22%). В 2016-2019 годах объемы перевозок пассажиров в пригородном сообщении системно сокращались в среднем на 6% в год.

"Убытки от пассажирских перевозок за полноценный для пассажирского комплекса 2019 год составили 12,8 млрд грн, или 17,7% доходов от грузовых перевозок. За 2020 год при условии сокращения объемов и доходов от пассажирских перевозок в 2,4 раза убытки не изменились (-12,7 млрд грн) и составили 19,5% доходов от грузоперевозок. Вывод - сокращение объемов перевозок в условиях 2020 года было неэффективное, пассажирский комплекс УЗ в существующем виде имеет оптимальные объемы перевозок, ниже которых его эффективность падает", - говорится в документе.

Однако, как отмечают в ВСК, в составе убыточных в целом пассажирских перевозок есть отдельные рентабельные перевозки: международные с рентабельностью в 182% и "Интерсити" в 46%.

Наиболее же убыточными, по подсчетам ВСК, являются пригородные пассажирские перевозки: при перевозке более 100 млн пассажиров ежегодно (70% общих) индекс роста выручки в 2019 году до 2015 года составил 1,7 при индексе роста тарифов на 1,96; расходы на осуществление перевозок превышают выручку в 7,8 раза в 2015 году и в 9,6 раза в 2019 году (ухудшение эффективности на 20% за пять лет).

В связи с этим ВСК предлагает премьер-министру обеспечить полную компенсацию недополученных доходов от перевозок массовых категорий пассажиров в дальнем и пригородном сообщении, тарифы на которые устанавливаются ниже себестоимости. Выделить указанную сумму отдельной строкой в финплане компании.

Набсовету и правлению УЗ предлагается вывести международные перевозки и внутренние категории "Интерсити+" в отдельные зависимые компании (компанию), которая позволит аккумулировать необходимые средства на их развитие, привлечь инвестиции для прироста этого рентабельного бизнеса и удовлетворить растущий спрос.

Читайте также: Член набсовета Укразалізниці ушел в отставку, рассказал о невыплате зарплаты и других проблемах в госкомпании

Как писало ZN.UA, грузовые перевозки мигрируют с рельс на автострады. Причина – тарифная политика УЗ. 

Кроме того, тарифы на грузовые перевозки УЗ экономически необоснованные.