Стоит поздравить построение бюджета на умеренных макроэкономических ожиданиях. По прогнозу, ВВП в 2019 году вырастет на 3%. Прогноз сдержанный, несмотря на то, что, скажем, во втором квартале текущего года ВВП Украины увеличился на 3,8%, а международные организации пока сохраняют оптимизм относительно прогнозов динамики мировой экономики, от которой зависит Украина. Вероятно, превышение показателя роста может дать основания для выделения в середине следующего года, как раз перед началом активной фазы парламентской избирательной кампании, дополнительных ассигнований на чувствительные потребности. И в этом смысле депутаты находятся в гораздо более выгодном положении, чем президент, до выборов которого оснований требовать увеличения бюджетных расходов, скорее всего, не возникнет.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут Ярослав Жалило, д.э.н., и Антонина Дешко. По их мнению, определенные сомнения может вызвать прогнозный показатель инфляции, которую планируется удержать на уровне 7,4%. Здесь немало будет зависеть от темпов повышения коммунальных тарифов и курсовой динамики.
"Учитывая ожидаемый прирост ВВП, констатируем незначительное снижение уровня фискального перераспределения ВВП через госбюджет в 2019-м - до 25,5% по сравнению с 26,9% в текущем. Однако не стоит забывать, что у проекта впереди тернистый путь через парламентские комитеты. В прошлом году в процессе рассмотрения Верховной Радой доходная часть правительственного проекта бюджета "потяжелела" почти на 5%. Смело можно прогнозировать такую же судьбу и проекта государственного бюджета Украины на 2019 год, - отмечают эксперты. - Традиционно самым мощным источником поступлений в бюджет является НДС на сумму 434 млрд грн, из которых с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) - 94,6 млрд с учетом бюджетного возмещения (увеличение по сравнению с планом текущего года на 12,2%), ввозимых - 339,4 млрд (на 13,1% больше). В 2019 году этот показатель рассчитан на более умеренном подходе: в проекте бюджета-2019 в расчет взят курс 29,4 грн/долл. США на конец года, структура поступлений от НДС фиксирует тенденцию 2018 года, когда растущий потребительский и инвестиционный спрос обуславливает опережающий рост импорта соответствующей продукции. Это помогает противодействовать росту внутренних цен, но приводит к усилению зависимости от импорта, ухудшению платежного баланса (дефицит текущего счета платежного баланса оценивается Национальным банком на уровне 2-3% ВВП в 2019-2021 годах), занижению экономического роста".
Эксперты подчеркивают, что в условиях жестких бюджетных ограничений и вышеупомянутых вызовов предвыборного периода достичь ориентации бюджетных расходов на цели развития достаточно проблематично. Поэтому достаточно естественным выглядит уменьшение расходов развития в бюджете-2019 до 130,5 млрд грн (136,7 млрд в 2018-м), а их доли - с 13,8% до 11,9%. Это формирует дополнительные вызовы по эффективности расходования соответствующих ассигнований.
Подробнее о бюджете на 2019 год читайте в материале Ярослава Жалило и Антонины Дешко "По одежке протягивай ножки" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".