Чтобы оптимизировать бюджетный процесс в Украине, правительство должно не только оптимизировать расходную часть государственного бюджета (с точки зрения повышения их эффективности, отсечения лишних затрат и т.д.), но и провести ряд преобразований в сфере наполнения госказны - для предотвращения неадекватного фискального давления на легальный бизнес. Для этого среди прочего нужно пересмотреть систему налоговых льгот и упрощенного налогообложения.
Такое мнение в комментариях ZN.UA высказал руководитель налогово-юридической практики E&Y, глава налогового комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Владимир Котенко.
"Они [налоговые льготы и упрощенное налогообложение] часто используются для не совсем хороших вещей. Да, пересмотреть их сложно. Понадобится не только решимость, но и мозги и знание реальной ситуации, чтобы не навредить тем экономическим субъектам, которые в конечном итоге только и выживают за счет фискальных преференций (если мы говорим, например, об действительно небольшом бизнесе)", - констатировал эксперт.
По словам Котенко, следует также ограничивать наличные расчеты (на них держится теневой сектор); совершенствовать систему налогообложения имущества, прежде всего недвижимого (которое в Украине либо не облагается, либо облагается по неоправданно малыми ставками); изменить подходы к персональному налогообложения (чтобы "супердоходы" облагались боле высокими ставками)
"Но подчеркну - без наведения порядка в сфере расходования средств будет сложно добровольно мотивировать или заставлять платить новые налоги, поскольку всегда будет всплывать вопрос - почему должен платить больше, если средства тратятся не на общественные, а на чьи-то личные нужды", - отметил специалист.
При этом заведующий отделом экономико-математического моделирования, анализа и прогнозов НИИ финансового права Артем Вдовиченко также подчеркнул, что без решения проблемы расходов (из-за их реструктуризации как на соцобеспечение, так и содержание, в частности, силовых структур) решение проблемы "административного наполнения бюджета невозможно". "Объем бюджетных поступлений или выполнение плана не является целевым показателем для налоговых и таможенных администраций цивилизованного мира", - подчеркнул ученый.
Вдовиченко указал на то, что индикатором результативности работы фискальных органов может среди прочего быть, например, отношение налоговых поступлений к расходам на содержание налоговой администрации. При этом ежегодно фискальные органы должны делать отчеты о своей работе, чтобы показать, что они не являются "инструментом по выдавливанию средств из бизнеса", а органом, который "администрирует бюджетные платежи". !zn
Больше читайте в статье Василия Пасочника "Перепланирование бюджетного планирования" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn
Читайте также:
Кредиты в Украине такие дорогие из-за некачественной бюджетной политики правительства
В Нацбанке считают, что текущий курс гривны не вредит конкурентоспособности экспорта