UA / RU
Поддержать ZN.ua

Переход к новой модели энергорынка грозит украинской ядерной энергетике деградацией

НАЭК "Энергоатом" в условиях острой нехватки средств будет вынуждена субсидировать частные энергогенерирующие предприятия.

Украинская власть на всех уровнях приняла решение о переходе Украины с 2016 г. к новой модели энергорынка. Новая модель предполагает, что основным донором украинской энергетики станет НАЭК "Энергоатом". Об этом в своей статье для ZN.UA пишет обозреватель энергорынка Игорь Маскалевич.

Новые правила игры на рынке электроэнергии подразумевают, что деньги участников рынка до 2030 г. предполагается переводить в Фонд выравнивания стоимостного дисбаланса. Основной функцией фонда является перераспределение средств, полученных от продажи электроэнергии, между разными видами генерации в виде "компенсационных выплат".

При этом платить будут атомщики и гидроэнергетики, включая ГАЭС (кроме малых гидроэлектростанций). Остальные (в основном частные компании) от такой обязанности либо освобождены, либо даже, наоборот, будут от фонда получать "недостающее" (это относится к солнечной и ветровой энергетике или ТЭЦ).

"Новая модель гарантирует ядерной энергетике деградацию. К примеру, один из вариантов экономики НАЭК "Энергоатом" будет выглядеть так. Продав в рынок 83 млрд кВт∙ч по среднерыночной цене, она могла бы получить 56,4 млрд грн. Но в реальности тариф компании втрое ниже, и на счета атомщиков зайдет всего 18,4 млрд грн. Зато Фонд выравнивания получит 38 млрд грн (67,4%), которые благополучно и распределят "нуждающимся", - пишет обозреватель.

При этом о каком-либо развитии НАЭК "Энергоатом" речь не идет. Проблема в том, что блоки украинских АЭС стареют, и уже сейчас даже на финансирование программ по продлению срока их эксплуатации не хватает денег.

Изначально планировалось к 2030 г. построить более десяти блоков, потом их число уменьшилось до семи, затем до трех-четырех. Напомним: до 2026 г. все блоки (кроме двух новых) выработают плановый ресурс. Срок их эксплуатации могут продлить на 10–20 лет, причем это не формальный процесс (особенно после "Фукусимы"), но рано или поздно надо будет вводить новые мощности.

По факту ресурсов пока нет даже на более простой проект достройки двух блоков Хмельницкой АЭС.

Участники проходившей в начале июля международной конференции "Европейский выбор: новые возможности и вызовы для украинской атомной энергетики" в своем отчете указали, что "большинство экспертов выступили с критикой статьи законопроекта "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины" относительно Фонда выравнивания стоимостного дисбаланса.

Европейские и украинские эксперты отметили, что фактически функция фонда - "перераспределение средств, полученных от продажи электроэнергии, между разными видами генерации, что нарушает фундаментальные принципы рынка: ровность прав его участников и прозрачность функционирования энергорынка".

Атомщики сейчас хотят, чтобы объем платежей в Фонд выравнивания распределялся между всей генерацией пропорционально стоимости реализованной товарной электроэнергии. По существу это означает, что большую часть в фонд должны заплатить не АЭС, а ТЭС. Учитывая, что владельцы этих ТЭС от такой перспективы будут не восторге, шансы на принятие такого решения почти нулевые, пишет обозреватель энергорынка.

Подробности читайте в свежем номере "Зеркала недели. Украина" в статье Игоря Маскалевича "Энергорынок – в топку?!". !zn

Читайте также:

Россия фактически признала наличие проблем с ядерным топливом для украинских АЭС, - эксперт

Кабмин отказался назначить протеже Бойко на пост и.о. главы "Энергоатома"

Срыв программы ядерной безопасности грозит Украине остановкой трех энергоблоков АЭС