Готовящиеся изменения в налоговое законодательство должны коснуться единого социального взноса и налога на доходы физических лиц, рентных платежей, акцизов, электронного администрирования НДС. Все новации в той или иной степени продиктованы МВФ.
Об этом в статье для ZN.UA пишет экономический обозреватель Юлия Самаева.
"Однако следует понимать, что, декларируя перед кредиторами одно, чиновники очень часто реализуют совсем другое. В чем мы уже неоднократно имели возможность убедиться. Активно обсуждаются варианты налогообложения роскоши и введения обязательного декларирования доходов для граждан. В прошлом году подобные инициативы были раскритикованы, так как составление налоговой декларации - непростая задача для обычных граждан. В то же время всем не подавшим декларации усредненные активы будут насчитываться автоматически. Это рискует обернуться налогообложением не тех, кто имеет высокие доходы, а тех, кто не сориентировался в налоговых изменениях", - пишет автор.
Требует решения еще и вопрос налогообложения недвижимого имущества, отличного от земельного участка, в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Уже зарегистрировано несколько законопроектов о предоставлении льгот определенным категориям плательщиков, однако проблема гораздо шире, чем кажется на первый взгляд, а потому решать ее будут комплексно.
По словам замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия, не оправдал ожиданий правительства и импортный сбор. "Он вводился под лозунгом "все ради сбалансированного бюджета", обсуждение этого вопроса было сверхсложным, и, как видим, убедительными оказались только цифры: сбор не дает финансировать госказну, это и близко не те ожидания, которые были изначально просчитаны. Поэтому, скорее всего, он будет снижен", - рассказал он ZN.UA. Кроме этого, обнаружились проблемы с электронным администрированием НДС - слишком высокой на практике оказалась зависимость покупателя от регистрации продавцом налоговой накладной. Методика, предложенная Минфином, рассчитана на идеальные добросовестные коммерческие отношения, а не на отечественные реалии. Впрочем, нельзя сказать, что об этом не предупреждали эксперты, отмечает Самаева.
Запланировано также снижение ренты для газодобытчиков и изменение базы налогообложения этого сбора. "Тут любопытно следующее. Повышая ренту, Минфин рассчитывал дополнительно привлечь в бюджет 12,5 млрд грн и направить их на субсидии для населения. О том, где возьмутся эти ресурсы в случае отказа от повышения ренты, можно только догадываться. Но тарифы для населения уже выросли, и количество домохозяйств, претендующих на субсидии, к концу следующего месяца, по оценкам министра социальной политики Павла Розенко, вырастет вчетверо - до 4 млн", - говорится в статье.
Будут также внесены изменения в администрирование местного 5-процентного акцизного сбора. Принятая система оказалась мертворожденной, так как рассчитана исключительно на торговцев, имеющих кассовые аппараты, а это отнюдь не большинство. С одной стороны, это не обеспечивает запланированные поступления от дополнительного акциза в местные бюджеты, а с другой - оставляет в дураках торговцев, работающих с кассовыми аппаратами. Более того, в парламенте ведется активная работа по продвижению законопроектов, предполагающих отмену обязательного введения регистраторов расчетных операций для "единщиков" второй и третьей групп, что вносит еще большую сумятицу в процесс, отмечает автор.
В очередной раз изменятся и ставки ЕСВ. "Первым шагом на пути совершенствования законодательства по налогообложению доходов, связанных с оплатой труда, стало уменьшение общей нагрузки на фонд с 56,86 до 34,8% при применении понижающего коэффициента 0,4. Следующим шагом, на мой взгляд, должна стать полная отмена ЕСВ и военного сбора с установлением единой ставки налогообложения оплаты труда на уровне примерно 29% для 2016 г. с постепенным снижением до 20%", - поделился планами Андрей Журжий.
Однако эксперты, с одной стороны, сомневаются в возможности реализовать столь кардинальные планы по отмене налога, а с другой - в один голос говорят о том, что снижение ставок ЕСВ не будет эффективным без снижения ставок налога на доходы физических лиц. А вот об этом речь пока не идет.
"Но главное, о чем молчат реформаторы, это об изменениях в работе самой налоговой. И речь сейчас не о красивых фразах про "трансформацию в сервисную службу", они как раз звучат на каждом углу. Речь о ликвидации коррупционных схем, которые фискальная служба создает, покрывает и развивает. Заигрывая с внешними кредиторами и создавая видимость проведения реформ, правительство не вносит каких-либо конкретных инициатив, позволяющих считать, что реальная реформа состоится. По словам экспертов, присутствовавших на обсуждениях новаций, максимум, о котором можно говорить, это некоторые уступки по ЕСВ. Но за счет чего? Опять речь идет о реформировании НДФЛ, одноразовом декларировании и непрямых методах налогообложения. То есть обо всех тех шагах, которые ранее критиковались. При сохранении существующих сейчас в налоговой методов работы все эти меры обречены на провал и не дадут ничего, кроме усиления налоговой нагрузки", - говорится в статье.
Подробнее читайте в статье Юлии Самаевой Налоговая перенедозагрузка в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".