При текущем режиме НБУ сейчас проводит жесткую денежно-кредитную политику, что позволяет коммерческим банкам капитализироваться за счет генерации прибыли от собственных операций по кредитованию, которые осуществляются по цене, близкой к цели процентной ставки, которую пытается поддерживать НБУ, и толкает центральное правительство к дорогим заимствованиям как в национальной, так и в иностранных валютах (доллар США и евро).
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут Александр Вальчишен, член исполнительного комитета УОФА, участник Phd. D. программы экономического департамента Университета Миссури-Канзас Сити, Юрий Прозоров и Игорь Волошин. Таким образом, по их мнению, правительство и центральный банк являются поставщиками финансовых инструментов с высокой процентной ставкой как для инвесторов на внутреннем рынке (ОВГЗ КМУ для всех желающих инвесторов, депозитные сертификаты НБУ - для банков-резидентов), так и для инвесторов на внешних рынках (еврооблигации КМУ). Следовательно, де-факто правительство и центральный банк скоординированно работают не только для поддержания "финансовой стабильности", но и косвенно для удовлетворения потребностей рантье, для последних монетарная политика не является такой уж жестокой, наоборот, обеспечивая им высокую доходность.
"Центральное правительство придерживается политики сбалансированного бюджета, что фактически является политикой положительного баланса первичного бюджета, ведь в международной практике в последнее время термин "сбалансированный бюджет" означает сбалансированность именно в терминах первичного бюджета. Процентные расходы правительства по его финансовым обязательствам, цена по которым в случае облигаций в гривне диктуется центробанком, что реализует инфляционное таргетирование, а в случае облигаций в иностранной валюте - иностранным финансовым рынком, уменьшают первоначальные расходы в экономику (поскольку общие затраты ограничены бюджетом), то есть тормозят экономическое развитие. Монетарная суверенность гривны является изувеченной прошлыми двумя десятилетиями, и текущая политика только цементирует это состояние. Ее - монетарную суверенность или независимость - следует установить!", - отмечают эксперты.
Авторы указывают, что в своей процентной политике НБУ действует в рамках теории о нейтральной процентной ставке. Этот подход ошибочен по нескольким факторам, но для экономики Украины его вопиющей ошибкой является циркуляторная аргументация (circular reasoning). Это когда используется аргумент о проблеме и инструментах ее решения, где последние (то есть инструменты) наиболее достоверно приводят к тому же месту, где эти проблемы существуют. Более того, они будут обостряться. Так, НБУ говорит, что он поддерживает на высоком положительном уровне так называемую реальную процентную ставку из-за того, что существует нейтральная процентная ставка. Но последнюю нельзя зафиксировать в финансовых операциях, она является исключительно расчетной величиной, зависящей от трех показателей: 1) нейтральной процентной ставки на мировом рынке в долларах, 2) премии за риск страны (тоже определяется на внешних рынках), 3) изменения реального эффективного обменного курса (РЭОК), в основе расчетов которого также существенна доля внешних факторов, не контролируемых властью Украины. Такая процентная политика проводится на фоне уже существующей высокой открытости национальной экономики и ее зависимости от внешнего финансирования. Эта политика всего лишь может привести как минимум к консервации этого состояния экономики, а как максимум - к дальнейшему увеличению открытости при долговой зависимости. Поэтому аргументацию о нейтральной процентной ставке необходимо отбросить.
Подробнее о деньгах читайте в статье Александра Вальчишена, Юрия Прозорова и Игоря Волошина "Поиск экономической альтернативы: что делать" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".