UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мировые цены на нефть, древесину, зерно и растительные масла начали падать

Начали дешеветь важные для России экспортные товары. Для стран Запада именно они входили в число основных драйверов инфляции. Борьба с ней начала приносить первые зримые плоды.

На мировом рынке заметно снизились цены на целый ряд товаров, подорожавших в последнее время особенно сильно, что разогнало глобальную инфляцию. Подешевели, в частности, нефть, древесина, зерно, растительные масла, сообщает DW.

Читайте также: COVID-19 и война в Украине спровоцировали крупнейшую инфляцию за последние 40 лет

Одной из главных причин их сильного подорожания считается российское нападение на Украину - крупнейшего поставщика на мировой рынок подсолнечного масла. Война лишила украинских аграриев возможности нормально растить и собирать урожай, а заблокированные порты не могут осуществлять его вывоз.

Но была и другая весомая причина недавнего скачка цен на растительные масла. Индонезия, крупнейший поставщик на мировой рынок пальмового масла, с 28 апреля запретила его экспорт, сославшись на необходимость остановить на внутреннем рынке подорожание этого товара первой необходимости. Однако эта протекционистская мера вызвала протесты индонезийских аграриев, и президент страны с 23 мая отменил запрет на экспорт. 

Поскольку на пальмовое масло приходится свыше трети мирового рынка растительных масел, различные масличные культуры после этого значительно подешевели и продолжают дешеветь. Этому способствовало также масштабное увеличение импорта рапсового масла из Австралии. В частности, на фьючерсной бирже Matif в Париже цены на рапс нового урожая упали 20 и 21 июня до самых низких уровней за четыре месяца.

Ожидается, что вслед за биржевыми котировками снизятся или хотя бы перестанут расти розничные цены, причем не только на растительные масла. Так, в Германии удорожание пальмового масла на 73% заставило поднимать цены на свою продукцию, в частности, кондитерскую промышленность, которая широко использует его в качестве сырья.

В такой ситуации может сократиться спрос на подсолнечное масло из России, тем более что она продолжает ограничивать его поставки за рубеж. 

А вот о падении спроса на российскую пшеницу не может быть и речи - наоборот, в мире растет тревога из-за возможного дефицита хлеба или даже голода в целом ряде стран Африки, Ближнего Востока и Азии. Тем не менее сентябрьские фьючерсы на пшеницу нового урожая упали в Европе с середины мая на 16%, а котировки американской пшеницы в Чикаго опустились до самого низкого уровня за два с половиной месяца.

Важнейшими причинами такого падения называют возможное решение проблемы экспорта из Украины и прогнозы высокого урожая в России. Портал пишет, что на рынке ожидают в ближайшие недели достижения под эгидой ООН договоренности о вывозе из заблокированного порта Одессы экспортных партий украинской пшеницы. Одновременно на рынке настроились "на очень хороший урожай зерновых и, возможно, рекордный урожай пшеницы в России".

Таким образом, снижение биржевых котировок связано не столько с тем, что зерна реально стало ощутимо больше (вывоз украинских запасов по железной дороге через страны ЕС нарастает с каждой неделей), сколько с изменившимися ожиданиями участников торгов, в том числе и спекулянтов. Иными словами, на рынке зерна, как и на рынке масличных культур, в известной мере происходит сдувание ценового пузыря, искусственно раздутого на биржах из-за опасений крайне негативного развития событий.

Нечто подобное происходит сейчас и на рынке нефти. С середины июня здесь наблюдается снижение котировок, заметно ускорившееся 22 июня, когда цена европейской нефти марки Brent в ходе торгов падала более чем на 6% и приближалась к отметке 107 долларов, хотя после этого сократила потери. А ведь еще 14 июня за баррель давали 125 долларов, а в начале марта даже 130 долларов.    

Причиной снижения цен на сырую нефть участники рынка называют нарастающий страх перед рецессией. Так, экономисты американского банка Citigroup считают, что вероятность скатывания мировой экономики в кризис приближается к 50%, сообщает агентство Bloomberg.

Похоже, повторяется классическая схема: взлет цен на нефть и другие энергоносители (Brent все еще примерно на 40% дороже, чем в начале 2022 года) ведет к всплеску инфляции (в США и в еврозоне ее темпы превысили 8%), это заставляет центральные банки ведущих стран резко ужесточать свою денежно-кредитную политику (ФРС США 15 июня впервые за почти три десятилетия подняла базовую ставку сразу на 0,75 процентных пункта), удорожание заемных денег ведет к экономическому торможению и даже к рецессии, в результате снижается глобальный спрос на энергоносители и цены на них обваливаются.

Такое случалось уже не раз в истории мировой экономики. Более того, нарастающая угроза рецессии заставляет биржевых спекулянтов, гнавших до этого цены вверх, разворачиваться и начинать играть на понижение, как это было, к примеру, весной пандемийного 2020 года, когда на рынке нефти в какой-то момент даже возникла абсурдная ситуация отрицательных котировок.

Такое вряд ли повторится, но уже произошедшее снижение цен на нефть в любом случае несколько ослабит инфляционное давление в развитых странах Запада. Тем более, если к тому же сработают планы США по ограничению мировых цен на нефть, которые, возможно, стали еще одной причиной падения котировок.

Для России, в свою очередь, все это может обернуться весьма ощутимыми финансовыми потерями, ведь в условиях западных санкций и предстоящего в конце года введения в ЕС эмбарго на российскую нефть ее приходится продавать Индии, Китаю и другим странам с большой скидкой. К тому же падение цен на нефть обычно влечет за собой и удешевление природного газа.

Китай является также крупным покупателем древесины из России, и цены на эту товарную группу сейчас тоже стремительно падают на мировом рынке. По сравнению с мартом, подсчитала эта немецкая газета, кубометр древесины подешевел на бирже более чем на 60%.

Таким образом, начавшееся удешевление энергоносителей, некоторых видов продовольствия и стройматериалов дает странам Запада надежду на замедление темпов инфляции. Для России эти тенденции ведут к сокращению экспортной выручки, что в сочетании с западными санкциями станет ударом по экономике страны-агрессора.