UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мировая «нефтяная карта» меняется на фоне роста российских поставок в Азию — Bloomberg

Индия и Китай принимают больше грузов из РФ на фоне санкций.

Мировая нефтяная карта меняется, поскольку долгосрочное влияние западных санкций направляет больше баррелей из России в крупнейшие экономики Азии, а Китай также получает нефть из Ирана и Венесуэлы. Об этом пишет Bloomberg.

Согласно данным аналитической компании Kpler, в апреле Китай и Индия получили более 30% от общего импорта нефти из РФ, Ирана и Венесуэлы. Это больше 12% в феврале 2022 года, когда Россия вторглась в Украину.

Экспорт от традиционных поставщиков сокращается. Поставки в эти две страны из Западной Африки и США упали более чем на 40% и 35% соответственно.

Читайте также: Турция помогает РФ поставлять нефть в ЕС

"Очевидно, что покупатели в Азии выиграют от дешевой нефти", - говорит экономист Ван Ненгцюань, проработавший в нефтяной промышленности более трех десятилетий.

По его словам, в последние месяцы Азия во главе с Индией стала крупнейшим торговым партнером России, что в значительной степени помогло Москве возобновить экспорт нефти до нормального уровня.

Перераспределение потоков свидетельствует о движении на важнейшем сырьевом рынке мира, где глобальный спрос составляет около ста миллионов баррелей в день, причем рост происходит за счет Индии и Китая.

После полномасштабного вторжения в Россию западные страны запретили потоки российской нефти и продуктов ее переработки на своих рынках, а также ввели механизм ограничения цен.

Эта сложная система, за которую выступала министр финансов США Джанет Йеллен, разработана как способ ограничить доходы Кремля, обеспечивая в то же время мировые рынки нефтью и газом.

"В Азии почти 90% российского экспорта сейчас приходится на эти две страны", - говорится в исследовательском докладе для Оксфордского института энергетических исследований, где имеется в виду Индия и Китай.

Читайте также: Россия увеличивает экспорт нефти по морю — Bloomberg

Хотя Россия добилась успеха в перенаправлении нефтяных потоков, она потеряла большую часть своей «старой клиентской базы», отмечают авторы исследования. Но поскольку доля ее экспорта теперь в значительной степени зависит от нескольких стран, преимущественно Китая и Индии, это дает нефтеперерабатывающим заводам двух государств огромную рыночную власть, считают аналитики.

Больше всего «аппетит» к российской нефти вырос у Индии, тогда как Китай также увеличил потоки российских баррелей и продолжает покупать иранскую и венесуэльскую нефть, поставляемую со значительными скидками. США уже давно ввели санкции на импорт нефти из двух стран.

Данные Международного энергетического агентства свидетельствуют, что санкции против России работают, как и предполагалось: экспорт российской нефти в марте был самым высоким со времен пандемии COVID-19, но доходы от него сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим годом.

В этом месяце Министерство финансов США также сообщило, что верхний предел цены на нефть удерживает потоки в движении, одновременно сокращая финансирование Кремля.

"Политика ограничения цен является новым инструментом экономического государственного управления", - говорится в отчете Министерства финансов.

В ведомстве отмечают, что это помогло ограничить возможности России получать доходы, одновременно способствуя стабильности на мировых энергетических рынках.

Потребность Москвы в поставках нефти на рынки Азии, а также предварительные ограничения на грузы из Ирана и Венесуэлы привели к увеличению использования так называемого теневого флота танкеров. Большинство этих судов работают вне надзора Запада и являются устаревшими, что вызывает беспокойство по поводу безопасности.

Читайте также: Как остановить существующие схемы обхода нефтяного эмбарго – объясняет эксперт

5 февраля 2023 года начали действовать европейские санкции против российских нефтепродуктов. Введенные меры предусматривали запрет на поставки в страны ЕС и установление «потолка цен» на бензин, дизельное топливо и некоторые другие продукты переработки нефти. Впрочем, в РФ нашли способы обхода этих ограничений. Эксперты "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн и Иван Марченко рассказывают, «Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?», и объясняют, почему полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины пока не удалось.