Украине при сотрудничестве с международными финансовыми организациями, в том числе и с МВФ, следует учесть опыт стран Латинской Америки.
"Каких ошибок в государственной политике не следует допускать и к каким рекомендациям международных организаций нужно подходить аккуратно и взвешенно, в качестве образца может служить опыт латиноамериканских стран. Реформы, проведенные в этих странах в 1980-х годах, известный испанский социолог современности Мануэль Кастельс назвал "потерянным десятилетием" - следствием влияния совокупности факторов", - пишут ученые из Института экономики промышленности Национальной академии наук Украины Ирина Пидоричева и Анатолий Земляникин в статье "От движения по инерции к управляемому экономическому развитию" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".
По мнению экспертов, следует учесть следующий опыт, применимый и в Украине.
Во-первых, долгового кризиса, который он объясняет следующим образом: на глобальных финансовых рынках излишек нефтедолларов, которые нужно было вложить в оборот, накопился в то время, когда экономики развитых стран оказались в глубочайшей (после кризисных 1930-х годов) рецессии, а процентные ставки в реальном выражении были отрицательными. Частные международные банки увидели возможность кредитовать правительства латиноамериканских стран, особенно богатых нефтью, а следовательно, потенциально платежеспособных. Банки были не очень разборчивыми: любое латиноамериканское правительство, стремившееся взять заем, его получало. При этом банки рассчитывали, что будут иметь возможность политически влиять на правительства, если те не смогут расплатиться, что со временем и случилось.
Во-вторых, безответственности правительств латиноамериканских стран в использовании предоставленных им займов. Средства чаще всего использовались непродуктивно, а иногда, как отмечает М.Кастельс, экстравагантно: военные диктаторы Аргентины, например, закупали на них вооружение, чтобы попробовать отобрать Мальвинские острова у Британии; Боливия занималась нелегальным производством кокаина; в Мексике власть увязла в коррупции; Венесуэла сделала ошибочную ставку на убыточные государственные корпорации, особенно в сталеплавильной и нефтехимической отраслях. Только Бразилия старалась инвестировать хотя бы часть полученных кредитов в перестройку промышленности, но это происходило на фоне неэффективного госуправления. Совпадение интересов частных финансовых компаний, предоставлявших займы, и латиноамериканских правительств, безответственно их использовавших, создало финансовую бомбу замедленного действия, которая взорвалась в 1982 г., когда Мексика отказалась возвращать долг.
В-третьих, внедрения навязанных рекомендаций международных кредитных институтов во главе с МВФ, согласно которым латиноамериканские страны должны были реализовать две основные меры (что наблюдаем сейчас и в Украине): - резко сократить госрасходы, внедрив политику жесткой бюджетной экономии, уменьшить кредитные возможности банков, а значит, и предложение денег на рынке, снизить реальную заработную плату; - провести широкомасштабную приватизацию госсектора, особенно его наиболее прибыльных компаний, предлагая их на торгах иностранному капиталу. Целью применения таких мер провозглашались реструктуризация и достижение конкурентоспособности экономик латиноамериканских стран в глобальном измерении, что, в свою очередь, требовало повысить их способность конкурировать в промышленном экспорте. Однако для модернизации технологической инфраструктуры нужны были значительные государственные и частные инвестиции в то время, когда политика жесткой экономии и сокращения расходов оставила латиноамериканские правительства и предприятия фактически без средств. Источником инвестиций в экономику могли бы быть сбережения компаний и населения, но они пытались выжить, поэтому размещали собственные накопления в международных финансовых структурах. В итоге все это снизило технологическую мощность стран и негативно сказалось на долгосрочной конкурентной позиции латиноамериканских экономик. В результате большая часть перерабатывающей промышленности этих стран пришла в упадок, а недостаточный спрос со стороны промышленного сектора не позволил латиноамериканцам развить наукоемкий сектор экономики, как это делали развитые страны. По мнению Э.Райнерта, страны, которые пренебрегли развитием своего промышленного сектора, сделали большую ошибку. Ведь если бы они "внедряли глобализацию" постепенно, то им удалось бы сохранить больше промышленных предприятий и обеспечить более высокий уровень жизни населения.
"Именно поэтому латиноамериканский опыт заслуживает серьезного внимания украинского политикума, и даже не столько с точки зрения последствий сотрудничества с МВФ, сколько настоящей, а не имитированной нацеленностью на внедрение реформ, реальную борьбу с коррупцией и настоящее стремление повысить уровень жизни граждан. Приоритетными для государства с социальной и экономической точек зрения должны быть виды деятельности, производящие продукцию высокой степени переработки и создающие высокотехнологичные, а следовательно, высокооплачиваемые рабочие места. Акценты госполитики должны в корне измениться в пользу приоритетного развития собственных динамичных отраслей перерабатывающей промышленности - таких видов деятельности, для которых характерна возрастающая отдача и которые могут быть драйверами развития в долгосрочной перспективе. Украина должна отказаться от пассивного движения по течению и наконец перейти к структурно-технологической модернизации и реиндустриализации, а значит, к управляемому экономическому развитию. Говоря словами известного американского журналиста Томаса Фридмана, автора всемирно известного бестселлера "Плоский мир: краткая история XXI века", который сравнивает мир с футбольным полем, хватит просто сидеть и наблюдать за игрой сильнейших государств мира, нужно действовать, нужно быть наготове и находиться в игре, чтобы занять место хотя бы на скамейке запасных, а со временем стать одним из игроков команды", - резюмируют эксперты.