UA / RU
Поддержать ZN.ua

Китай вытеснил Россию из Центральной Азии – FT

"Шелковый путь" лишь формализует влияние Пекина на бывшие республики СССР по соседству.

3 прилагает усилия к развитию своего международного экономического проекта под названием "Шелковый путь". Он обещает бывшим республикам СССР со слабыми экономиками десятки миллиардов инвестиций и изменения, которые им необходимы, учитывая падение цен на сырье и глубокую рецессию в России.

Но увеличение зависимости от Китая во времена экономических проблем и неопределенности не популярно в странах Центральной Азии. К тому же запуск региональной интеграции подталкивает Пекин к конфликту с Москвой, которая лоббирует в регионе свой Евразийский союз.

Об этом пишет Financial Times, добавляя, что ставки растут и для самого Китая, поскольку нестабильный регион очень близок к таким охваченным войной странам, как Афганистан. И Пекину все труднее заниматься только экономическими делами и не вмешиваться в проблемы безопасности.

"Это такой вариант беззаботной китайской империи. Она часть мира, в котором она становится все более важным геополитическим игроком. Не думаю, что китайская сторона действительно рассматривает такое свое развитие в долгосрочной перспективе", - говорит эксперт Royal United Services Institute Раффаело Пантучи.

Два года назад лидер КНР Си Цзиньпин, выступая в Астане, вспоминал древнего китайского первооткрывателя Чжан Цяня, который во втором веке до нашей эры открыл для Пекина Центральную Азию и приложил усилия для построения "Шелкового пути".

"Стоя здесь и оглядываясь на те времена в нашей истории, я почти слышу колокольчики на верблюдах караванов и запах дыма в пустыни. Древний "Шелковый путь" сегодня снова стал актуальным", - говорил тогда китайский лидер, называя при этом Казахстан "страной чудес".

Другие же сравнивают нынешние амбиции Китая с другим эпизодом в истории, а именно с войной Российской империи с Великобританией за влияние в мире в 19 веке. Желание Китая усилить свое влияние на бывшие советские республики в Центральной Азии могут дать начало новой "большой игре" между Пекином, Москвой, возможно Ираном и Турцией. У западных стран тоже есть интересы в регионе. Однако их войска покинули Афганистан, что свидетельствует об уменьшении аппетитов. А Россия не способна финансировать Центральную Азию, поскольку сама страдает от экономических проблем. Поэтому эта "большая игра", похоже, состоится при участии только одного игрока.

За последние десять лет Китай стал главной экономической силой в регионе. Много правительств в Центральной Азии рады инвестициям из Китая, поскольку видят в этом единственный способ избежать дальнейший упадок и сохранить политическую стабильность. Объем торговли между КНР и Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном вырос с 1,8 миллиарда долларов в 2000 году до 50 миллиардов в 2013 году. Об этом свидетельствуют данные МВФ. Это свидетельствует о том, что Китай фактически вытеснил Россию из региона и стал крупнейшим экономическим игроком в регионе.

"Если посмотреть на инвестиционные нужды региона, то участие Китая выглядит по меньшей мере очень важным. Активность растет во всех секторах и вы не увидите там западного или российского капитала, который бы мог заменить китайский", - говорит экономист по вопросам рынка Центральной Азии ЕБРР Агрис Преиманис.

В Казахстане китайские компании владеют примерно одной четвертой добычи нефти. Такую же долю имеет и правительство страны. В Туркменистане, который обладает четвертыми крупнейшими запасами газа в мире, Китай вытеснил российский "Газпром", став главным покупателем туркменского газа. 61% экспортируемого "голубого топлива" Туркменистана приходится именно на КНР. Это стало возможным благодаря ГТС, которая заработала в 2009 году. Кроме того, китайские компании инвестируют значительные средства в нефтеперерабатывающие и цементные заводы в Кыргызстане и Таджикистане, а также в строительство дорог и тоннелей по всему региону.

При этом сложно назвать суммы инвестиций. Однако, например, заместитель министра финансов Таджикистана сказал Financial Times, что Пекин собирается вложить в его стране 6 миллиардов долларов в течение ближайших трех лет. И это равняется двум третям от ВВП страны.

Такое экономическое доминирование означает, что теперь Китай, а не Россия, важнейший покровитель Центральной Азии. Казахстан отправил свою валюту в "свободное плавание", что привело к серьезной девальвации. Но первое, что правительство страны сделало, - принялось успокаивать Пекин.

"Куда казахский президент поехал после принятия решения относительно валюты? Где он первым делом говорил о приверженности ко всем инвестиционным процессам? В Китае", - отмечает руководитель Национального банка Казахстана Каират Келимбетов.

Самая бедная страна региона Таджикистан, исчерпав валютные резервы Центрального банка, подписала соглашение о финансовой помощи с Китайским народным банком на 500 миллионов долларов. В это же время, страны в регионе привыкли испытывать большее культурное влияние со стороны России и Турции.

Таким образом, "Шелковый путь" фактически становится формальным закреплением Китая в Центральной Азии. Поэтому Россия рассматривает этот проект как угрозу для своего проекта Евразийского союза, призванного упрочнить ее "сферу влияния". В прошлом Москва уже блокировала развитие другого китайского проекта в регионе во главе с Китаем – "Шанхайской организации развития", в которую входят все страны Центральной Азии кроме Туркменистана.

Однако в мае, Си Цзиньпин во время визита в Москву подписал с российской стороной соглашение о сотрудничестве "Евразийского союза" с "Шелковым путем". Эксперт московского Центра Карнеги Александр Габуев считает, что эта сделка стала результатом "очень непростых и мучительных переговоров" в Москве. По его словам, существует устное соглашение между КНР и Россией о том, что Китай сохраняет за собой экономическое влияние на Центральную Азию, а РФ дальше занимается безопасностью региона. В это же время, генерал Народной армии КНР Лю Ячжоу назвал Центральную Азию "лакомым куском пирога для Китая" в 2010 году. Тогда эти слова прозвучали как манифест китайской экспансионистской политики в регионе.

Китайские эксперты считают, что в перспективе увеличение экономического влияния КНР на постсоветские страны по-соседству лишают Пекин возможности оставаться в стороне от вопросов безопасности. В свою очередь генерал Лю признает, что Китаю придется заняться безопасностью Центральной Азии, но это не означает, что ему придется делать это военными методами.

Ранее издание The Econimist уже писало о конфликте интересов Москвы и Пекина относительно влияния на Центральную Азию. В частности, речь шла о том, что отношения России с Китаем неравноправные и вынуждены. Западные санкции за войну против Украины надолго заморозили отношения России с США и ЕС, вынудив Кремль занять Китай настолько сильно, насколько это возможно.

Но сейчас китайские военные технологии пошли значительно дальше вперед, чем устаревшие российские. И КНР стал серьезным конкурентом в продаже оружия для России, которая начала терять покупателей.

Издание Wall Street Journal писало, что Китай и Россия не смогут создать антизападную "ось". Как считает издание, накануне парада Победы 9 мая китайские государственные СМИ возвели российского лидера Владимира Путина на один "пьедестал" с президентом Китая Си Цзиньпином. Но не стоит обманываться: Путин и Цзиньпин является единомышленниками-националистами, которые противостоят Америке. Однако китайский лидер действует как старший партнер.

Ранее Financial Times писало, Россия попытается добиться от инвестиций Китая. Российский инвестиционный фонд и Российско-китайский инвестиционный фонд, основанный в 2012 году с уставным капиталом 2 миллиарда долларов, собираются взять на себя гарантии выплат долгов российских компаний, чтобы убедить Китай больше вкладывать в РФ.