UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как в условиях войны создать одну из самых комфортных налоговых систем в мире

Автор: Вячеслав Черкашин

Для небольшой и открытой украинской экономики налоговая политика является ключевой с оглядкой на возможности для дальнейшего развития и выживания страны. Именно поэтому с появлением в декабре прошлого года обновленного Меморандума по МВФ, а позже и его «фискального эпигона»Национальной стратегии доходов, украинское общество соприкоснулось с фактом формирования в государстве новой налоговой политики. Она получила название «политика мобилизации доходов» и, несмотря на войну и огромный дефицит госбюджета, предложила на протяжении ближайших лет, наверное, наибольший за все годы независимости рост налогов (3–4% ВВП). Реально ли это?

Читайте также: Планы власти по налогу на доходы: хотят ли банкиров заставить работать на налоговую

 

Страна агрессивных уклонений и налогообложения

Авторы политики мобилизации доходов решились на «слишком фискальный» подход к налоговой реформе, что уже послужило причиной значительного разочарования и опасений у бизнеса, граждан и аналитических центров. Исключительно «математическое видение» оптимальной налоговой системы требует немедленной корректировки с учетом пренебрежения следующими институционально-национальными факторами.

  1. Украина имеет слабую экономику и низкое качество государственного управления. В более широком понимании ее развитие и экономическая свобода на протяжении более 30 лет не были и не является приоритетом для государства, потому что почти половину времени своего независимого существования Украина демонстрирует негативный или нулевой рост экономики — Real GDP growth (1992–1999, 2009, 2014–2015, 2020 и 2022 гг.), а темпы роста отстают от общемировых более чем в 2,4 раза (данные МВФ).

В ключевых мировых рейтингах Украина занимает место рядом со странами Африки и Латинской Америки.

Читайте также: Налоги для предпринимателей: какие изменения ждут ФЛП с 1 января
  1. Украина страдает от значительного размера неформальной экономики. В отличие от большинства стран, здесь преобладающая часть налоговых поступлений теряется из-за масштабнейших инструментов уклонения от уплаты налогов и агрессивного налогового планирования, применяемых крупными и сверхкрупными предприятиями. Соответственно, механическое перенесение на украинскую почву опыта других стран в этом вопросе приводит к ошибочным выводам и рекомендациям, которые не способствуют ни эффективной фискальной политике государства, ни борьбе с теневой экономикой.

З. Украина — территория, где проповедуют политику чрезвычайно агрессивного сбора налогов. Экономика стала своеобразным заложником «большого по размеру правительства» — уровень перераспределения через публичные финансы в мирные годы достигал 45% от ВВП, а сейчас вообще превышает 60% ВВП.

Это создает «особый» подход государства в вопросах формирования доходной части бюджета, который основывается прежде всего на агрессивной политике сбора налогов с бизнеса и экономически активных граждан, потому что наибольший удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет представляют именно налоги — на грани 80%.

Национальная стратегия доходов по сути закрепляет для Украины эру высоких налогов. Но есть несколько аргументов об ошибочности такого подхода:

  1. Украина — государство с крайне непоследовательным и нестабильным налоговым законодательством, которое постоянно усложняется. Наше налоговое законодательство невозможно выполнить, его невозможно объективно толковать из-за того, что государство меняет старые и пишет новые законы с непостижимой скоростью. Налоговый кодекс с 2011 года вырос в физическом объеме почти в 3,2 раза, а изменения в него вносились 210 законами.

С начала агрессии РФ законодатель добавил 44 изменения в Налоговый кодекс и 23 трансформации в Таможенный кодекс Украины. Иначе говоря, ответственный налогоплательщик в военное время вынужден больше трех раз в месяц подвергаться стрессу из-за изменений в налоговом поле.

То есть новая «политика мобилизации доходов» продолжает строить сверхсложное, нестабильное и недружественное к бизнесу налоговое законодательство, не способное обслуживать ослабленную войной экономику и продуцировать быстрое экономическое восстановление.

Читайте также: Стратегические проблемы украинской экономики Стратегия национальных доходов игнорирует

 

Составные части реальной реформы

Как известно, реформы — это ряд проб и ошибок. Вместе с тем идеального рецепта реформ нет. Ситуацию надо решать, осуществив быструю и радикальную налоговую реформу, макроэкономические контуры которой будут выражаться в:

И вот какими станут ее составные части.

Читайте также: Деньги для победы. Есть ли альтернативы?

 

Принцип простоты

Для малого и среднего бизнеса нужна «примитивная» налоговая система, которая потребует минимум времени и средств от налогоплательщиков. Это значит, что и общую, и упрощенную системы налогообложения, учета и отчетности нужно не усложнять, а упрощать.

Налоговую отчетность надо упростить и сократить, а ненужную (дублирующую) отменить. Вместе с тем необходимо завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовали 42 налога и сбора, и окончательно уменьшить количество налогов до семи–восьми.

 

Принцип справедливости

Нужно реализовать принцип хорошего сбора при умеренном уровне налогов, отменив большинство действующих налоговых льгот, преференций и сниженных ставок — их около 260 в Налоговом и Таможенном кодексах.

Отмена льгот позволит создать финансовый базис для снижения ставок основных налогов, прежде всего прямых (на зарплату и прибыль) как самых вредных для экономического развития. Украина сможет предложить невысокие унифицированные ставки без искажения конкуренции и дискриминации отдельных групп налогоплательщиков.

Следует повысить порог регистрации плательщиком НДС (в Украине он остается неизменным больше восьми лет и составляет 1 млн грн).

Слишком широкую фискализацию нужно ограничить. На нормативном уровне следует установить разумные сроки (например, 90 календарных дней) для снятия предпринимателей с учета в налоговых органах.

Читайте также: Чтобы Нацстратегия доходов заработала, нужна отдельная база данных, на создание которой уйдут годы

 

Принцип стабильности

Необходимо ввести двухлетний (2024–2025) мораторий на смену налогового законодательства. А с 2026 года принять специальную законодательную процедуру (аналогичную процедуре принятия закона о бюджете), чтобы изменения в налоговое законодательство вносили не чаще, чем один-два раза в год. Это повысит предсказуемость национальной налоговой системы для инвесторов и налогоплательщиков.

 

Принцип удобства 

Уже сегодня можно и нужно иметь полностью цифровую налоговую систему, способную поддерживать налогоплательщиков во всем мире, позволяя придерживаться 100% требований и процедур налогового законодательства в бесконтактном адаптивном удаленном режиме, а также удовлетворять полный спектр их (плательщиков) потребностей.

Создание более качественного администрирования, благодаря высокой операционной эффективности органов контроля, будет иметь следствием и рост сбора налогов без повышения налоговой нагрузки — страна будет собирать в среднем на 3,25% ВВП больше налогов при прочих равных условиях.

 

Ничего лишнего

Предложенный подход поможет Украине построить своеобразную Конституцию экономической свободы и получить одну из самых комфортных налоговых систем в мире, которая станет драйвером экономического форсажа Украины. Он позволит лучше финансировать армию, остановить отток мозгов из страны и быстро реанимировать экономику. Все, что не вписывается в эту модель, нужно отвергнуть общими действиями правительства, парламента, бизнеса и граждан. Или в случае крайней необходимости, например, международных обязательств, которые увеличивают налоговое давление и административное бремя, отложить на максимально допустимый срок или отменить путем переговоров с партнерами.

Вместе с тем страны ⸺ партнеры Украины и Евросоюз сейчас получили беспрецедентные рычаги влияния на политику власти, в частности на проведение реформ. Сверхважно, чтобы партнеры и далее обусловливали предоставление дальнейшей финансовой помощи определенными конкретными шагами по реформированию (реформы в обмен на деньги), прежде всего в сфере утверждения верховенства права, борьбы с коррупцией и т.п. В этот перечень вполне естественно может попасть и новая быстрая и радикальная налоговая реформа.