Затяжная война становится все более вероятной, и эта перспектива требует пересмотра макроэкономической стратегии страны. Об этом заявляет группа из девяти известных международных и украинских экономистов в подготовленных ими "Макроэкономических политиках Украины для военного времени", выпущенных лондонским Centre for Economic Policy Research (CEPR), пишет "Интерфакс-Украина".
Среди авторов документа - Торбьорн Беккер из Стокгольмской школы экономики, Барри Эйхенгрин, Морис Обстфельд и Юрий Городниченко из Калифорнийского университета в Беркли и экс-главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев из Sciences Po.
В этом перечне также Саймон Джонсон из Массачусетского технологического института, Тимофей Милованов из Киевской школы экономики, Кеннет Рогофф из Гарвардского университета и Беатрис Ведер ди Мауро из Женевского института последипломного образования.
По мнению этих авторитетных экономистов, текущий набор мер политики, основанной на сокращении валютных резервов и других временных мерах, становится все более несостоятельным.
"Если не изменить этот курс, это приведет к серьезному экономическому кризису, который подорвет способность Украины поддерживать свои военные усилия в течение длительного периода", – заявляют они.
"Марафон этой войны требует осмотрительности и осторожности в государственных финансах, надежного номинального якоря, гибкой финансовой системы, тщательного управления внешними балансами, а также гибкости и эффективности в распределении ограниченных ресурсов. Различные ветви власти должны координировать свои усилия для достижения этой цели", – подчеркивают экономисты.
Их рекомендации базируются на четырех ключевых элементах.
- Во-первых, правительство должно мобилизовать больше ресурсов для улучшения своего финансового положения, чтобы страна могла финансировать огромные военные расходы и поддерживать базовые общественные услуги в экономике, разоренной войной. Цель должна заключаться в увеличении сбора налоговых поступлений и в том, чтобы остающийся дефицит финансировался предпочтительно за счет внешней помощи, но если нет, то за счет выпуска внутренних долговых обязательств с гораздо меньшей зависимостью от печатания денег.
"Контроль и повышение эффективности невоенных расходов имеет решающее значение для поддержания устойчивости государственных финансов. Иностранная военная помощь, конечно, остается жизненно важной, и союзники Украины должны радикально увеличить экономическую помощь и ускорить ее выплату", – говорится в документе.
- Вторым ключевым элементом экономисты называют острую необходимость в прочном номинальном якоре.
"Сильная зависимость от печатания денег для финансирования государственного дефицита была неизбежна в первые месяцы войны, но если нынешняя зависимость от денежного финансирования сохранится, инфляция, уже превышающая 20%, может легко подняться намного выше. Целью должна быть относительно низкая инфляция", – подчеркивают экономисты.
Они считают, что во время национальной мобилизации основная ответственность за достижение стабильности цен ложится на фискальные органы, которые могут сильно влиять на инфляцию с помощью инструментов, которые они выбирают для привлечения ресурсов из внутреннего частного сектора.
"Правительство должно стремиться к увеличению национальных сбережений, а не полагаться на денежное финансирование от центрального банка. В координации с фискальными органами центральный банк должен внедрить гибкую основу для поддержки макроэкономической стабильности. Управляемое плавание обменного курса соответствует этой цели", – отмечается в документе.
- Третьим важным элементом является устранение внешних дисбалансов путем сочетания строгого контроля за оттоком капитала, ограничений на импорт и некоторой гибкости обменного курса, а также полной за приостановкой выплат по внешнему долгу.
- "В-четвертых, хотя правительства военного времени обычно берут на себя распределение ресурсов, украинские обстоятельства требуют более рыночных механизмов распределения для обеспечения экономически эффективных решений, которые не перегружают государственные возможности, не усугубляют существующие проблемы (такие как коррупция) или поощряют (необлагаемую налогом) деятельность на "черном" рынке", – назвали заключительный элемент экономисты.
Для этого, по их словам, необходимо проводить масштабное радикальное дерегулирование экономической деятельности, избегать контроля над ценами и способствовать продуктивному перераспределению ресурсов.
"Военный опыт многих стран, в том числе Украины в 2014–2015 гг., свидетельствует о том, что правительству предстоит сделать ряд трудных выборов… Стране придется мобилизовать больше ресурсов для оплаты огромных военных расходов, а также для помощи населению, пострадавшему от войны", – подчеркнули экономисты.
Мы не сможем жить, как раньше, пора это признать. Девальвация национальной валюты в 80%, потребительская инфляция — 57%, госдолг, вдвое превышающий имеющиеся валютные резервы. Денег нет, особенно на импортные товары. Что-нибудь можно купить, только отстояв несколько часов очереди. И смысл стоять есть, потому что уже через несколько дней либо товара не будет, либо его цена будет вдвое выше. Так сейчас живут ланкийцы. Так будут жить украинцы уже зимой, если правительство продолжит не замечать войну. Читайте об этом на ZN.UA в материале Юлии Самаевой - "Экономика военного времени или экономика кризиса?"