Увеличение транспортных тарифов по утвержденной НКРЭКУ методологии может привести к удорожанию импортного (реверсного, так как из РФ газ сейчас не импортируется) природного газа для потребителей до 10%. Об этом пишут Евгений Андрианов, Алла Еременко и Леонид Униговский в статье для еженедельника "Зеркало недели. Украина"
НКРЭКУ приняла решение перейти к тарифам "вход-выход", основываясь на методологии RAB (Regulatory Asset Base, т.е. стимулирующее тарифообразование). Как сказано в статье, суть RAB-методологии для газотранспортной системы, если сформулировать ее упрощенно, заключается в следующем: оценивается стоимость активов, используемых при транспортировке газа, и, исходя из этой стоимости, тарифы устанавливаются таким образом, чтобы эксплуатация этих активов была бы более выгодной, чем просто хранение эквивалентных денежных сумм на депозите в банке. Другими словами, тариф должен стимулировать использование ГТС как ее оператором, так и заказчиками услуг (мощности).
"С точки зрения рыночного подхода, это логично. ZN.UA неоднократно и подробно рассказывало, почему необходимо внедрять систему тарифов "вход-выход". Вопрос в том, на базе какой методологии, с учетом каких нюансов и как скоро?", - пишут авторы.
"В качестве одного из основополагающих базовых моментов для расчетов "Нафтогазом" и НКРЭКУ, утвердившей новую методологию тарифообразования для транспортировки газа, был использован метод ускоренной амортизации. Видимо, это и привело к такому существенному увеличению тарифов", - говорится в статье.
Тарифные ставки при транспортировке природного газа по месячному контракту в Украине и некоторых странах ЕС (партия 20 млн куб. м), долл. /тыс. куб. м
Страна |
Пункты входа |
Пункты выхода |
Украина (средняя ставка для ГТС) - оператор "Укртрансгаз" |
12,7 |
26 |
Польша - национальная ГТС - оператор FGSZ.Zrt |
0,7 |
0,6 |
Словакия (средняя)* - оператор Eustream a.s. |
1,18 |
2,5 (Будинце) |
Чехия (пункт входа Вайдхаус, пункт выхода Ланжот) - оператор Net4gas sro. |
0,90 |
6,02 |
Тарифные ставки при транспортировке природного газа в Украине и некоторых странах ЕС по годовым контрактам, долл./тыс. куб. м
Страна |
Пункты входа |
Пункты выхода |
||
20 млн куб. м |
240 млн куб. м |
20 млн куб. м |
240 млн куб. м |
|
Украина (средняя ставка для ГТС) - оператор "Укртрансгаз" |
12,7 |
12,7 |
26 |
26 |
Венгрия (средняя ставка для ГТС) - оператор FGSZ.Zrt |
7,15 |
6,99 |
9,13 |
8,97 |
Польша - национальная ГТС - оператор Gaz System S.A. |
8,4 |
7,4 |
8,4 |
7,4 |
Польша - транзитная ГТС (TGPS Ямал-Европа) - оператор Europolgaz |
4,33 |
4,33 |
4,33 |
4,33 |
Словакия (средняя)* - оператор Eustream a.s. |
3,9 |
3,9 |
8,4 (Будинце) |
8,4 (Будинце) |
Чехия (пункт входа Вайдхаус, пункт выхода Ланжот) - оператор Net4gas sro. |
0,90 |
0,90 |
6,02 |
6,02 |
"Хотим подчеркнуть, что прямое сопоставление рассчитанных тарифов не является показательным. Надо учитывать и протяженность маршрутов транспортировки (протяженность ГТС), а они различные в разных странах. Но, в любом случае, можно качественно сделать вывод, что украинские тарифы явно завышены", - отмечают авторы статьи.
По их мнению, использование новой методологии будет иметь несколько существенных последствий для Украины и ее ГТС:
Первое. В очередной раз левая рука не знает, что делает правая: похоже, мы даем очень серьезные аргументы противникам украинской ГТС для мотивации и оправдания строительства Nord Stream-2.
"Мы уже говорили об использовании наших газопроводов и хранилищ для транспортировки и хранения европейского газа. Ведь новые тарифы распространятся и на них. К тому же большой вопрос, получит ли "Укртрансгаз" все деньги за "вход" и "выход" из ГТС, в том числе за российский транзит. А ведь налоги оператор ГТС должен будет заплатить сполна по новым, самым высоким среди перечисленных стран тарифам", - сказано в статье.
Второе. Сложнее станет реализовать идею коммерческого использования европейскими компаниями украинских хранилищ газа - из-за высоких тарифов.
Третье. Такое неоправданное, на наш взгляд, повышение тарифов приводит к удорожанию импортного (реверсного) газа для конечных потребителей. Транспортные затраты составят около 10% от стоимости самого газа.
Авторы статьи пришли к выводу, что:
1. Ставки тарифов "вход-выход" украинской ГТС следует пересмотреть в сторону снижения.
2. Формат тарифов необходимо привести в соответствие с европейскими стандартами и определить их за единицу времени (за газовый час или газовые сутки) на весь контрактный период.
3. Должен быть сверстан реальный план поступления средств от тарифов "Укртрансгазу" и соответствующих налоговых платежей. Причем с учетом конкретизации платежей за транзит российского газа через украинскую ГТС. Иначе мы рискуем сделать оператора отечественной (между прочим, государственной) ГТС банкротом уже в 2016 г.
4. Для повышения конкурентности нашего внутреннего рынка газа, его открытости тарифы на вход в систему для импорта и для внутренних газодобывающих предприятий должны быть выровнены, стать одного порядка.
5. Систему тарифов "вход-выход" для украинской ГТС надо существенно доработать, предусмотрев их зависимость от объемов, сроков и условий транспорта. Но заниматься этим должен оператор - "Укртрансгаз", а НКРЭКУ - только проверять и утверждать.
Как ранее писала Еременко, российская газовая монополия не намерена платить за сокращение транзита своего газа через территорию Украины по принципу "транспортируй или плати" (ship-or-pay), тем более по новым тарифам. "Нафтогаз" настаивает, что это требование проевропейского Закона "О рынке природного газа" и принцип работы газопоставляющих компаний в ЕС.
Подробнее по вопросу транзита газа читайте в статье Аллы Еременко, Леонида Униговского и Евгения Андрианова "RABство" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".