UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Газпром" грозит найти замену украинским и турецким госимпортерам газа

Российский "Газпром" сделал заявление, которое заставляет волноваться украинское Минэнерго. В ответ на отказ Турции закупать газ в России монополия заявила, что будет поставлять его через частные компании, например, своих дочек - "Газпромсбыт..".

В Минэнерго обеспокоены тем, что такой же вариант может быть использован и в Украине в случае, если нынешние газовые контракты будут разорваны. Это может привести к потере контроля Украины за внутренним рынком, отмечают эксперты.

Так, "Газпром" впервые официально прокомментировал отказ турецкой государственной Botas от трети поставок российского газа в страну. Глава "Газпром экспорта" Александр Медведев заявил, что монополия может заключить контракт на те же объемы (около 6 млрд куб. м в год) с частными турецкими компаниями.

Высокопоставленный источник в Минэнерго сообщил, что "Газпром" может применить прием, аналогичный турецкому и в Украине, пишет "Коммерсантъ-Украина".

"Сейчас все, что мешает российскоймонополии поставлять газ своим "дочкам", - это контракт с "Нафтогазом", который не позволяет делать это напрямую", - отмечает собеседник издания. Однако, если договор будет разорван по причине ликвидации НАК, Украина может оказаться в ситуации, когда "Газпром" начнет продавать газ напрямую своим "дочкам" - "Газпромсбыт-Украина" и "УкрГаз-Энерго", которые имеют лицензии на продажу 21 млрд кубометров газа в год.

"С учетом реформы рынка газа, которая проводится по требованию Евросоюза, сегодня нет никаких законодательных препятствий для такого рода продаж - "Газпром" может самостоятельно поставить газ и продать его на украинском рынке через своих "дочек"",- отмечает член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма.

Эксперты такж отмечают, что если "Газпром" договорится о поставках газа турецким трейдерам в обход Botas, это усилит его переговорные позиции, в том числе и с Украиной. В таком случае угрозы Украины ликвидировать "Нафтогаз", чтобы разорвать контракт, могут привести не к снижению цены, а к потере Украиной контроля над внутренним рынком.