UA / RU
Поддержать ZN.ua

FT: Глобального голода удалось избежать, но зерно из Украины здесь почти ни при чем

Украинский экспорт помог немного снизить напряжение на рынках, но по большому счету миру просто повезло.

Глобальных кризисов слишком много. Поэтому довольно приятно узнать, что один из тех, начало которого все прогнозировали, не начался. По крайней мере, пока. Вторжение России в Украину породило не безосновательный страх перед началом глобального продовольственного кризиса вроде того, который вспыхнул в 2007-2008 годах.

На Россию и Украину вместе приходится около трети глобального экспорта пшеницы. И многие страны с малыми и средними доходами, в частности, на Ближнем Востоке и в Африке, зависимы от импорта зерна. Украина и ее партнеры обвинили Россию в том, что она использует глобальный голод как геополитический инструмент, пишет Financial Times.

Международные поставки продовольствия уже были уязвимы после засух и плохих урожаев в 2021 году. Глобальные запасы зерна, которые служат предохранителем на случай шока, самые скудные за десятилетие. Изменения климата сделали условия для аграриев очень изменчивыми. Еще в апреле этого года Индия обещала накормить мир, а затем в мае ввела контроль экспорта из-за плохого урожая.

Читайте также: Россия снова прибегает к продовольственной блокаде — WSJ

Но в этот раз тревога была отменена. Глобальные цены на продовольствие согласно индексу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН падают уже шестой месяц подряд. И в сентябре достигли уровня, который был до вторжения России в Украину. Это результат хорошей политики или везения? Усвоили ли правительства уроки 2007-2008 годов, когда паническое ограничение экспорта раздуло цены еще больше? Какую роль сыграло зерновое соглашение, которое помогло возобновить экспорт пшеницы и кукурузы из Украины? Как повлияет на ситуацию решение Путина приостановить, а затем возобновить участие России в этих договоренностях?

Ответ, похоже, в том, что миру повезло. Эксперт Института исследования международной продовольственной политики и бывший главный представитель США на переговорах по аграрной торговле Джо Глаубер отметил, что отличные урожаи в южном полушарии, в частности в Австралии, Аргентине и Бразилии, быстро опустили цены на кукурузу и пшеницу. И это произошло еще до того, как в июне появилось зерновое соглашение, разблокировавшее экспорт из региона Черного моря. Между тем, глобальная угроза роста цен на минеральные удобрения была смягчена сокращением стоимости газа, который играет роль ключевого компонента в их производстве.

«Зерновое соглашение было полезным, но не на столько. Украина удвоила экспорт зерна, но объемы до сих пор на 50% меньше, чем в 2021 году. В последующие недели после объявления о договоренностях цены на зерно сократились всего на 5%, а почти все подорожание на 50% с февраля до пика в мае к тому времени уже было отменено. Как свидетельствуют данные Financial Times, Россия тоже экспортировала украинское зерно, контрабандой продавая его на международном рынке. Это было точно не проявление альтруизма с ее стороны, но это хотя бы увеличило глобальные запасы», – пишет издание.

Читайте также: «Зерновая инициатива» продолжает работать: уже экспортировано 10 млн тонн украинской агропродукции

Financial Times отмечает, что в краткосрочной перспективе новый крах зернового соглашения не будет катастрофой. И это немного успокаивает, но также подчеркивает, что глобальные рынки все еще напряжены. А запасы все еще малы, даже без проблемы войны в Украине. Индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН упал до уровня, на котором он был в феврале. Но даже тогда он был исторически высок. Сейчас его значение примерно на 40% выше, чем в 2020 году.

Критиковать международные институты не приходится, потому что они все же смогли заставить скрипящую машину глобального управления работать. Кроме зернового соглашения ООН продолжил также поддерживать полезную Информационную систему аграрного рынка (AMIS), которая успокоила склонные к панике правительства и убедила их не ограничивать экспорт из-за безосновательного страха перед дефицитом.

ВТО тоже громко предостерег от введения опасных экспортных запретов. МВФ же запустил специальное окно кредитования на случай продовольственного шока для стран-импортеров продовольствия с низким уровнем дохода и проблемами платежного баланса. Всемирный банк тоже запустил схожую программу, чтобы помочь деньгами.

Но с другой стороны это не оказало сильного влияния. Согласно правилам ВТО правительства сохраняют широкие возможности вводить экспортные ограничения. И ситуация не улучшилась после появления слабого соглашения о продовольственной безопасности, которое было заключено в июне. Египет в сентябре упразднил экспортный контроль, который он ввел в марте для базовых продуктов. Но это было сделано на основании рыночных суждений, а не благодаря международной координации. В целом некоторые правительства, в частности в ЕС, повысили поддержку аграрного производства. Но это произошло недостаточно радикально, чтобы увеличить объемы, которые можно было бы выставить на продажу.

Читайте также: Кулеба: Россию заставили вернуться к "зерновому соглашению", разговоры о гарантиях безопасности — попытка сохранить лицо

Хоть это страшно звучит, но в следующем году избежать продовольственного кризиса удастся только при условии, что погода будет хорошей. Правительства при поддержке международных институтов несколько улучшили свой подход к международным продовольственным поставкам, чем это было в кризис 15 лет назад. Но показательно, что год или два засухи до 2022 года поставило рынки на край пропасти. Правительствам придется сделать гораздо больше, чтобы не позволить потрясениям создать угрозу массового голода, которого миру удалось избежать в этом году.