На рынке топлива в Украине нет никаких признаков кризиса, есть только определенные нюансы, связанные с рыночной ситуацией. Однако рынок, который сегодня приводит к незначительному росту цен, уже через неделю-другую повернет цены в обратном направлении. Об этом заявил директор "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн.
«Начитался на ночь разных постов и решил проинспектировать с утра ситуацию на трассе Киев-Борисполь. Пишут, что кризис, а у нас полный ассортимент на потолке это как?...Так кризисы не выглядят... Да, есть рост закупочной, оптовой цены, потому что наши зарубежные контрагенты держат руку на пульсе и здесь, как говорится, "джаст бизнес". Поэтому видим небольшой рост розничных цен, который обусловлен также ростом затрат на использование генераторов», - отметил он.
Однако, по словам эксперта, расчеты показывают, что затраты на использование генераторов могут прибавить в районе 1 грн/л.
"В то же время смешно читать об увеличении себестоимости продаж за счет старлинков – не смешит, пожалуйста. Для каких-либо трагических колебаний нет никаких оснований", - подчеркнул Куюн.
А вот уже через неделю-другую в Украине с большой вероятностью начнется обратная тенденция.
"Ирония судьбы в том, что на внешнем рынке цена падает, а у нас из-за трудностей со снабжением – растет. Надеюсь, мы это уменьшение почувствуем через неделю-другую, когда, как ожидается, вышеперечисленные факторы исчезнут", - сказал эксперт.
Что касается текущей ситуации, то, по словам Сергея Куюна, к ней привели следующие факторы:
- На 7-10 дней была остановлена навигация в Румынии и Болгарии и в молдавском Джурджулешт из-за погодных условий – шторм и плохая видимость. Это привело к задержке законтрактованных грузов. Сейчас движение уже пошло.
- Из-за блекаута работа таможни происходит с перебоями. На границе стоят тысячи машин с разными грузами.
- Потребление в стране несколько выросло, хотя все сети настроили закупки с прогнозом на сезонное снижение или, по крайней мере, стабильность.
- Вторая по величине сеть АЗС "Укрнафты" (540 АЗС) после "национализации" оказалась без поставки топлива, осуществляемого группой "Приват". Соответственно нацкомпания начала искать горючее и оказала дополнительное давление на рынок, который, конечно, такого клиента не ожидал.
"Действительно, имеем напряжение в сфере поставок, вызванное стечением нескольких обстоятельств. Как видим, есть некоторые нюансы. Но это рыночная ситуация, такое случалось и раньше в разных вариациях", - подчеркнул эксперт.
"Что делать? Жить нормальной жизнью, не паниковать. Напомню, что ажиотаж сыграл не последнюю роль в майском кризисе. У рынка слишком много стимулов для наращивания поставок и это уже происходит. Это же настоящий нрав получить дополнительные объемы реализации в обычно "мертвый" сезон ", – отметил директор "Консалтинговая группа А-95".
Напомним, эксперты разошлись во мнениях, есть ли сегодня основания для роста цен на топливо.