В первом полугодии 2020-го Госпродпотребслужба получила 2 095 жалоб от интернет-покупателей (годом ранее – 1800), а за весь 2019-й – 3 771 жалобу. Из нескольких десятков тысяч жалоб на торговлю, направленных в территориальные органы службы, 8-9% являются следствием онлайн-активности, пишет редактор отдела макроэкономики и бизнеса ZN.UA Сергей Следзь.
«Как видно из жалоб потребителей, поступающих в Госпродпотребслужбу, некоторые интернет-магазины на своих сайтах не предоставляют информацию об организационно-правовой форме, полном наименовании и адресе субъекта хозяйствования, что приводит к массовым нарушениям прав потребителей… на сайтах интернет-магазинов в разделе «Контакты» указываются только телефонные номера и адрес электронной почты», - отмечается в ответе службы на информационный запрос ZN.UA.
В результате неидентифицированные продавцы могут позволить себе:
1) после оплаты товара не доставлять его потребителю;
2) не возвращать деньги за товар с дефектом;
3) доставлять товар, не отвечающий заявленным характеристикам.
Ну и самое главное, такая мутная ситуация создает идеальную почву для процветания нелегальной торговли, которая вообще никому ничего не должна, отмечает автор.
А без идентификации продавца Госпродпотребслужба – тоже слабый помощник в защите прав потребителей. При этом во многих случаях установить личность продавца невозможно не только до приобретения товара, но и после, так как продавец выдает расчетный документ неустановленной формы.
Хотя статья 7 Закона «Об электронной коммерции» и обязывает интернет-продавцов обеспечить доступ к информации о себе, собственники доменов не требуют от них точного выполнения норм законодательства.
Коронакризис ускорил развитие интернет-торговли. Сюда потекли деньги, но никуда не делись хаос организации и обман потребителя. Подробнее об урегулировании перспективной сферы торговли читайте в материале Сергея Следзя «Идентификация – лекарство от обмана».