UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дожить до 120 лет становится вполне реальной перспективой — The Economist

При этом есть шанс, что люди после 100 будут относительно здоровыми.

Уже сегодня есть люди, которые живут дольше 100 лет. В США и Великобритании столетние люди составляют около 0.03% населения. Если новейшие разработки в области продления жизни оправдают себя, продолжительность жизни на уровне 100 лет может стать нормой, а дожить до 120 — превратится в адекватное стремление, пишет The Economist.

До сих пор прогресс в увеличении продолжительности жизни достигался за счет борьбы с причинами смерти, прежде всего с инфекционными заболеваниями. Сам процесс старения с сопутствующими ему недугами, такими как деменция, пока не удалось замедлить. На этот раз такая задача ставится.

Методы, которые сейчас исследуют ученые

Идея состоит в том, чтобы манипулировать биологическими процессами, связанными со старением, которые, будучи заторможенными у лабораторных животных, по-видимому, продлевают их жизнь. 

Некоторые из них хорошо знакомы, например, жесткое ограничение количества калорий, потребляемых животным в рамках сбалансированной диеты. Для большинства людей такое ограничение калорийности жизни является слишком сложной задачей, но препараты, воздействующие на соответствующие биологические пути, кажется, дают схожие результаты. Одним из таких препаратов является метформин, одобренный для применения при диабете второго типа; другим рапамицин, иммунодепрессант, используемый при трансплантации органов. Первопроходцы начинают принимать эти препараты "без этикетки", самостоятельно или заключая контракты на обслуживание с новым классом фирм, занимающихся долголетием.

Читайте также: США впервые доставили на Землю образцы астероида

Другой путь разработка препаратов, уничтожающих "стареющие" клетки, для которых в организме больше нет применения. Естественные средства утилизации этих клеток, как и ряд других восстановительных механизмов, с возрастом ослабевают сами. Оказать им помощь это не просто навести порядок. Стареющие клетки вызывают всевозможные сбои в работе своих здоровых соседей. "Сенолитические" препараты, направленные против них, несут в себе очевидные риски: трудно уничтожить один тип клеток, не причинив неудобств другим. Но перспективы очевидны.

Это только начало. Группы академических и коммерческих исследователей изучают возможности омоложения клеток и тканей путем изменения "эпигенетических" маркеров на хромосомах, которые указывают клеткам, какие гены они должны активировать. Эти маркеры накапливаются с возрастом; удалите их и клетки 65-летнего организма вернутся в состояние 20-летних. 

Имитация ограничения калорийности питания и очистка от стареющих клеток позволит отсрочить старение. Специалисты считают, что эпигенетическое омоложение может остановить или обратить его вспять.

Читайте также: Создан первый электровелосипед без аккумулятора

Мозг может не «догонять» тело 

Один из поводов для беспокойства мозг человека. Замедление телесного старения не изменит того факта, что мозг имеет конечную емкость и, предположительно, адаптирован естественным отбором к обычной продолжительности жизни.

Это совершенно не связано с опасениями по поводу слабоумия, которое вызывается конкретными заболеваниями. Таким образом, обществу придется искать способы адаптации к нормальному старению мозга: например, столетние люди могут все чаще задавать своим помощникам-дневникам вопросы, на которые когда-то они сами помнили ответ.

Испытания на людях

Еще большее беспокойство вызывает тот факт, что ни одна из этих идей пока не прошла официальных испытаний на людях. Отчасти это объясняется тем, что органы, выдающие разрешения на применение лекарств, пока не признают старость как состояние, поддающееся лечению, что затрудняет регистрацию испытаний. По своей природе такие испытания должны проводиться на протяжении многих лет с участием тысяч людей, что увеличивает их стоимость и сложность. Отсутствие испытаний отчасти объясняется и тем, что во многих первоначальных предложениях используются непатентованные молекулы, не представляющие интереса для фармацевтических компаний. 

Тем не менее, некоторые испытания уже проводятся. Так, в рамках исследования Targeting Ageing with Metformin (tame) ученые будут наблюдать за 3000 американцев в возрасте 60-70 лет будут, чтобы выяснить, действительно ли этот препарат способствует долголетию. Такие исследования требуют много времени и нуждаются в поддержке правительств.

Читайте также: Lego отказалась от производства конструкторов из переработанных пластиковых бутылок

Привилегия не только для богатых

Любые разработки, позволяющие людям дольше жить здоровыми и полнее использовать все возможности мира, не могут не радовать. Некоторые люди, наблюдая за интересом миллиардеров к стартапам, способствующим долголетию, опасаются, что выгоды от этого получат в основном богатые, и в результате появится класс долгожителей-мажоров, которые будут властвовать над недолговечными обывателями.

Однако технологии имеют свойство распространяться и дешеветь по мере своего распространения. 

Последствия долголетия

Тот факт, что многие люди будут жить гораздо дольше, будет иметь широкие последствия. Наиболее очевидным является увеличение продолжительности трудовой жизни, также это может помочь женщинам меньше испытывать гендерное неравноправие на рабочем месте в связи с необходимостью уходить в декрет. 

Изменится психология касательно планирования своего будущего, всё больше людей начнут беспокоиться о том, в каком состоянии мир будет через 100 лет. 

Читайте также: CNN: Спутниковые снимки показывают повышенную активность на ядерных полигонах в России, Китае и США

Долголетие позволяет терпеливо накапливать капитал, что является одним из факторов развития среднего класса. 

Времена, когда у власти стоят более взрослые и хладнокровные люди, менее жестоки, чем когда политическую власть осуществляют в основном молодые мужчины, как, например, в Средние века в Европе. (Хотя, вспомнив 70-летнего Путина, можно и подискутировать на эту тему — Ред.)

В семьях будет одновременно жить еще больше поколений и вообще родственников, в частности четвероюродных братьев и сестер. Разделит это семьи или сблизит? Будет ли избыток столетних маргинализировать молодых, создаст ли культ молодости или и то, и другое?

Вместе с тем, естественный отбор не заинтересован в бесконечном долголетии как таковом: лучше всего распространяются те признаки, которые обеспечивают жизнеспособность организмов в расцвете сил; те, которые помогают им жить дальше, когда размножение становится далеким воспоминанием, должны работать через детей и внуков. Однако стремление к сохранению жизни это самая главная черта, и сегодня усилия начинают давать первые результаты.