Основным игроком на украинском рынке дизельного топлива, который выиграл от введения Украиной трубопроводных пошлин на поставку нефтепродуктов, оказались не украинские компании, а Беларусь. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн.
По его словам, в первом полугодии 2019 года поставки белорусского ДТ в Украину не превышали 180 тысяч тонн, а уже в августе-сентябре резко подскочили до 300 тыс. т. топлива.
"Сколько же белорусского ДТ будет в следующем году? Это основной вопрос. Пока "БНК-Украина" предложила на тендерах на 2020 г. всего 140 тыс. т дизтоплива в месяц, притом что заявок от украинских компаний поступило на 430 тыс. т... При этом на рынке понимают, что даже при сохранении низких объемов 2019-го (18 млн т нефти) у белорусов будет как минимум 250 тыс. т экспортных объемов ДТ, и с большой долей вероятности они будут проданы в Украину, дающую наибольшую цену", – пишет автор.
Эксперт указывает, что белорусское ДТ продается в Украину с премией (наценкой), так как украинские НПЗ все вместе в состоянии закрыть только 10% рынка дизельного топлива. Финансовые выгоды при этом, опять-таки, получают иностранные трейдеры. Но и это еще не все.
"Самый обидный результат в том, что рынок движется к восстановлению былой конфигурации снабжения дизтопливом. Российский импорт растет с каждым месяцем, и даже если в 2020-м белорусы найдут 200 тыс. т в месяц для Украины, Россия все равно станет крупнейшим поставщиком с долей около 33% (порядка 200–220 тыс. т в месяц, как в минувшем октябре). Со стратегической точки зрения, также следует учесть, что суммарная доля дизтоплива из российской нефти составит на украинском рынке минимум 70%, так как из нее производится и белорусский, и литовский продукт", – отмечает автор.
Подробнее о перипетиях вокруг поставок российского дизельного топлива в Украину читайте в материале Сергея Куюна "Поиск "дизельных" граней" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".