UA / RU
Поддержать ZN.ua

Часть АЗС "не заметила" подорожания бензина

Разлет цен на украинских бензоколонках существовал всегда и составлял в среднем 30—40 коп./л. Однако в феврале разрыв в ценах на рынке Украины начал резко увеличиваться, а к середине марта достиг 70—90 коп./л.

Украинские АЗС в последнее время поделились на те, у которых высокие цены на бензин, и те, у которых цены "социально-ориентированные", то есть значительно ниже, чем у других АЗС. Природа такого парадокса - огромный теневой рынок, неуплата налогов и большое наличие фальсифицированного бензина.

Об этом в ZN.UA пишет директор «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн.

Разлет цен на украинских бензоколонках существовал всегда и составлял в среднем 30-40 коп./л. Однако в феврале разрыв в ценах на рынке Украины начал резко увеличиваться, а к середине марта достиг 70-90 коп./л.

"Точнее говоря, одна часть рынка ушла вслед за растущими мировыми котировками, а вторая часть не заметила общих для всего мира процессов (рекордных отметок цены уже достигли и в Европе, и в США). Учитывая такое отставание, можно сказать, что половина украинских АЗС не только отказалась от прибыли, но и пошла на серьезные убытки. Если брать в расчет текущие оптовые цены, то находящиеся в минимальном ценовом сегменте станции торгуют без наценки, а расходы на содержание станции выплачивают из своего кармана. С чего бы это?" - пишет он.

Эксперт отмечает, что лидирующие позиции среди «социально ориентированных» сетей занял крупнейший оператор страны - неформальная группа «Приват», объединяющая около 1600 АЗС, или чуть более 25% от общего количества станций.

"Как показывает практика, «благотворительность» «Привата» во многом осуществляется за счет государственного бюджета, то есть самих граждан Украины", - обращает внимание аналитик.

Напомним, ранее ZN.UA сообщало, что путем нехитрых манипуляций в парламенте нефтедобывающие компании пролоббировали снижение ренты на добычу нефти в 2012 году. По разным оценкам, экономический эффект - от 2 до 4 млрд. грн.

В связи с этим эксперт напоминает, что крупнейшая нефтедобывающая компания в стране - «Укрнафта» - контролируется «Приватом». И если пересчитать на объем розничной реализации его сети, получается, что, уступив потребителю 20-30 коп. на литре на своих АЗС, второй рукой «Приват» вынул из его кармана около гривни (точнее, из госбюджета страны).

"Но одно дело «Приват», у которого нефтедобыча с миллиардными госдотациями, переработка, АЗС. А как, скажите, торговать с ним в одной цене могут мелкие конкуренты, у которых нет ни скважин, ни заводов (около 30% рынка, - ред.)? Чтобы удержаться на рынке, используют самые разные способы. Но все они в той или иной степени основаны на одном - неуплате акцизов", - отмечает Куюн.

По его словам, однозначно указывает на это тот факт, что, в отличие от бензинов, по дизельному топливу разлет цен на АЗС небольшой - всего 20-30 коп. "Вся соль в разнице акцизов: если на бензин они составляют 198 евро/т, то на ДТ - 46 евро/т. Так что выгоднее подделывать?", - поясняет он.

(Напомним, оценкам вице-премьера Бориса Колесникова, в стране более 100 мини-НПЗ, «которые не платят налоги»).

"Если мини-заводы - это одна часть проблемы, которая дает «углеводородную» основу для фальсификата, то с прошлого года во весь рост встала вторая проблема - спирт. Как говорят в независимых исследовательских организациях, в каждом втором литре проверяемых ими бензинов обнаруживаются следы спирта", - отмечает Куюн. По словам эксперта, "всплывает" он именно на так называемых ноунеймах, торгующих по «максимально доступным ценам».

Вместе с тем, резюмирует эксперт, базирующиеся на низком качестве и отсутствии налогов «низкие» цены на топливо в отдельных сетях уже не оказывают былого эффекта на потребителя. Об этом говорит отсутствие очередей за «дешевым» бензином, что наблюдались прошлой весной. "Видимо, первого знакомства с чудо-бензином оказалось достаточно", - пишет он.

Подробнее читайте в статье Сергея Куюна "Кто платит за «дешевый» бензин?" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn

Читайте также:

В Украине снова дорожает бензин

Азаров недоволен качеством бензина

Цены на топливо вынудили украинцев в 2011 году существенно снизить его потребление

Коломойский и Фирташ лишили бюджет 3 млрд грн, пролоббировав уменьшение ренты на нефть