Украинский агробизнес, как и вся страна, из-за вторжения России оказался в сложной ситуации, нуждающейся в применении неординарных юридических вариантов урегулирования договорных споров. Как аграриям решать проблемы с выполнением внешнеэкономических контрактов (ВЭД-контрактов), объясняют Маргарита Брянская и Богдан Яскив в статье «Война автоматически не отменяет выполнения ранее взятых бизнес-обязательств».
В условиях военного положения в контексте выполнения ВЭД-контрактов аграрии обычно сталкиваются со следующими ситуациями:
- невозможно выполнить обязательство вообще (долг в натуре или оплатить поставку);
- невозможно выполнить отдельные условия договора (срок, способ доставки, ассортимент, количество и т.п.).
В первом случае речь идет, как правило, об уничтожении товара (уничтожении посевов или хранилища, хищении сельскохозяйственной продукции оккупантами и т.п.) либо же о потере над ним контроля собственниками (например, посевы или элеваторы расположены на оккупированной территории).
В таком случае будут применяться форс-мажорные обстоятельства, но они освобождают от ответственности, а не от выполнения обязательства в целом. Поэтому следует обратиться к контрагенту с предложением прекратить такой договор вообще из-за объективной невозможности его выполнить в срок либо же при возможности инициировать внесение изменений в него о самом товаре или сроках его поставки.
Во втором случае ситуация немного проще: сам товар есть или в ближайшее время будет в наличии, однако продавец не имеет возможности выполнить условия по сроку или способу его доставки. Опять-таки, форс-мажор в помощь, но следует инициировать переговоры о внесении изменений в договор о сроке и способе выполнения обязательства.
Например, можно предложить альтернативный вариант доставки товара по железной дороге или автотранспортом, если позволяет его количество, но возложение обязанности оплатить стоимость транспортировки и страхование товара в пути зависит непосредственно от переговорной силы стороны и предыдущих договоренностей.