UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ушел из жизни театральный режиссер Эдуард Митницкий

Режиссер ушел из жизни после продолжительной болезни.

Украинский театральный режиссер, художественный руководитель Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра Эдуард Митницкий скончался в возрасте 87 лет. О смерти режиссера сообщил на своей странице на Facebook театральный критик Олег Вергелис.

Режиссер скончался после продолжительной болезни. Митницкий проходил лечение в "Феофании", а затем находился на лечении дома.

Режиссер родился в 1931 году в Киеве. С 1972 по 1975 год занимал должность главного режиссера Киевского театра оперетты. Митницкий был основателем и художественным руководителем Киевского академического театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра.

Всего режиссер поставил 140 спектаклей в театрах Украины, России, Германии, Чехии, Болгарии и других стран. Митницкого называли отцом новой режиссерской школы в Украине; подлинным мастером, спектакли которого определяли "пульс" современности.

"Когда говорим в связи с потерей большого художника "ушла эпоха", то, порою, это воспринимается как стандарт, но в связи с уходом Эдуарда Митницкого действительно ушла эпоха творческой подлинности в украинском театре, а также эпоха этики, высокого вкуса, уникального театрального педагогического мастерства, - говорит театральный критик Олег Вергелис. – Театральная жизнь Митницкого "обняла" практически шесть десятилетий. С его именем связаны громкие и времяформирующие постановки не только в Украине, но и в Германии, Литве, других странах. В частности, лет двенадцать назад газета "Литовский курьер" писала: "Этот режиссер – метр. В украинской театральной режиссуре, возможно, фигура номер один. Если бы он работал в любой другой столице, то и там потеснил бы многих из корифеев". Однако статус почетного "корифея" не очень-то соблазнял режиссера даже после 80-ти, то есть он вообще не любил никакой статусности, всегда дистанцировался от "связей в верхах", порою он казался незащищенным и в высоком значении наивным художником, который смотрит на эту нашу жизнь грустными глазами интеллигентов из произведений Чехова или других его любимых авторов. "Гамлет", "Чайка", "Украденное счастье", "Живой труп", "Варвары" - он любил большие пьесы и большие чувства на сцене. Ада Роговцева, Валерия Заклунная, Ирина Бунина, Лариса Кадочникова, Леонид Бакштаев, Георгий Дрозд, Виталий Линецкий, Юрий Мажуга, Павел Морозенко – он любил больших актеров и всегда умел раскрыть нечто неведомое в них, повернув их "глаза" прямо в зрительские души. Историческим фактом стал репертуарный рекорд его "Варшавской мелодии" с Адой Роговцевой на сцене театра имени Леси Украинки. Театральной драмой – и его личной, и общеукраинской – стал в начале 90-х преступный "наезд" на большого режиссера со стороны властьимущих, которые решили расправиться с ним. Но он выстоял. Хотя это отразилось на его здоровье, это оборвало в нем и какую-то нить, отвечавшую за веру в справедливость и правду. Но все равно он держался за эту нить, ставил спектакли (его последняя постановка "Три сестры" по А.Чехову - один из лучших отечественных спектаклей нашего теперешнего тысячелетия). И, естественно, он сумел создать "свою орбиту" - ученики, последователи, единоверцы, единомышленники. В этой орбите - разные люди, разные характеры, разные темпераменты, но всегда эти люди – талантливые. Среди таких - режиссеры Дмитрий Богомазов, Алексей Лисовец, Дмитрий Лазорко, Юрий Одинокий, Андрей Билоус, Тамара Трунова.

Две недели назад я видел его - в последний раз. Эдуард Маркович пригласил на эту встречу в свой дом. Хотя он уже угасал, как вечер. Говорил мало, потому что говорить было трудно. Но даже в этом трудном болезненном состоянии чувствовалось его внутренняя сила и желание в очередной раз преодолевать обстоятельства, чтобы снова и снова повторять его любимую чеховскую фразу – "Знать, для чего живешь". Он знал для чего и ради чего жил. И мы это знаем. Светлая память выдающемуся режиссеру и удивительному человеку. Такие люди в наших сердцах и в нашей памяти остаются навсегда, покуда мы сами – помним и чувствуем".